Сотрудники НЦЦЭ МГУ приняли участие в совместном веб-семинаре Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и РЭУ имени Г.В. Плеханова «Кадры и образование для цифровой экономики»

Сотрудники НЦЦЭ МГУ приняли участие в совместном веб-семинаре Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и РЭУ имени Г.В. Плеханова «Кадры и образование для цифровой экономики»

Ключевыми темами к обсуждению стали необходимые навыки и компетенции для работы в условиях цифровой экономики, перспективы цифрового высшего образования (в частности, онлайн-обучения) и пр. В мероприятии также приняли участие сотрудники Национального центра цифровой экономики МГУ.

6 августа 2020 г. состоялся веб-семинар «Кадры и образование для цифровой экономики». В роли организаторов мероприятия выступили ФГБУ «Связист» Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». В ходе мероприятия участники обсудили то, какими навыками и компетенциями должны сегодня обладать сотрудники для того, чтобы быть эффективными, какое будущее ждет цифровое высшее образование, как будет построено онлайн-обучение и станет ли возможным полный переход в цифровую среду.

По словам Антона Привезенцева, директора ФГБУ «Связист» Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, выступившего с приветственным словом, современное развитие сегодня предполагает внедрение и использование цифровых технологий и инструментов, что приводит к существенным изменениям рынка труда. Антон Привезенцев отметил, что старые профессии безвозвратно уходят в прошлое, и появляются новые, которые требуют подготовки грамотных, высокопрофессиональных специалистов. Эксперт выделил две составляющие задач в сфере подготовки кадров для нужд цифровой экономики: потребность в постоянном обновлении содержательной части преподаваемых дисциплин, связанных, прежде всего, с цифровыми компетенциями, а также задача по налаживанию выпуска специалистов по новым образовательным направлениям. Антон Привезенцев утверждает, что новая экономика требует новых компетенций, которые, в свою очередь, могут быть получены только в новой образовательной среде.

Дмитрий Волков, заместитель первого проректора, первый заместитель декана Факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ, в своем выступлении «Настоящее и будущее цифрового высшего образования» рассказал о настоящем и будущем цифрового высшего образования. Эксперт отметил, что последние полгода внесли значительные изменения в деятельность учреждений ВПО: пандемия коронавируса привела к резкому увеличению мотивации вузов к переходу на дистанционное образование. Как отметил Дмитрий Волков, образование является, пожалуй, одной из самых консервативных сфер экономики. Но сегодня эта сфера переживает трансформацию: «естественная монополия» образовательных учреждений на трансляцию знаний, традиционная система предметов и уроков, стремление к стандартизации контента сменяются развитием неформального образования. У современных учащихся появляется мгновенный и неограниченный доступ к информации, обостряется необходимость решения межпредметных задач в жизни и работе, актуализируется индивидуализация образовательных и карьерных траекторий субъектов образовательного процесса. Отдельное внимание докладчик уделил персонализации обучения, как одному из вызовов, стоящих сегодня перед системой образования и решаемых при помощи различных образовательных технологий. Дмитрий Волков описал два основных пути персонализации: персонализация обучающих решений (обучение выстраивается под конкретного обучающегося) и персонализация, осуществляемая самими обучающимися (обучающиеся самостоятельно выстраивают свое обучение). Также спикер рассказал о планах НИУ «Высшая школа экономики» в области создания системы дистанционного и смешанного обучения (СДО), компонентами которой могут стать система проверки знаний, система идентификации личности, конструктор курсов, решения по интерактивной поддержке очного обучения, а также система выстраивания индивидуальных траекторий обучения внутри образовательных программ.

Директор Центра социально-экономических инноваций, руководитель Лаборатории прикладного отраслевого анализа Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова д.э.н., проф. Лариса Лапидус представила доклад «Стратегии цифровой трансформации в образовании в ответ на растущую турбулентность цифровой среды». Ключевыми вопросами, которые эксперт рассмотрела в своем выступлении, стали влияние пандемии коронавируса на турбулентность цифровой среды для образования, стратегии цифровой трансформации в образовании, также эксперт предложила решения по наращиванию образованием «цифрового иммунитета». Лариса Лапидус отметила, что цифровая экономика является новой средой ведения хозяйственной деятельности, которая характеризуется турбулентностью. Чем выше турбулентность, тем больше денег тратят компании на цифровую трансформацию. Так, в 2018 году глобально компании израсходовали на цифровую трансформацию около $2 трлн. Как выявлено Ларисой Лапидус, высшее и дополнительное профессиональное образование до пандемии COVID-19 находилось в «зоне относительного спокойствия», когда можно было держать руку на пульсе, наблюдая за происходящими в цифровой среде трансформациями без резких движений, тестируя новые технологии и выводя на рынок образовательных услуг в онлайн-среде. Признаками турбулентности цифровой среды для образования являлись недостаточная зрелость российского и мирового рынков EdTech, кадровый голод на компетенции цифровой экономики с навыками решения прикладных задач с помощью цифровых технологий, технологические тренды (хайпы вокруг новых технологий), сложность обеспечения высокого качества электронных услуг, актуальность проблемы кибербезопасности, а также низкая активность потребителей на рынке онлайн-образования. Проникновение онлайн-технологий в высшее образование по оценкам Нетологии оценивалось в 1,8 %, в дополнительном профессиональном образовании эта цифра составила 6,7%. Рынок онлайн-образования в России не отличался достаточной зрелостью и не был привлекателен для крупных игроков, несмотря на технологические тренды развития цифровой экономики. Даже в сегменте изучения иностранного языка конверсия от модели Freemium не превышала 5%, потребитель не был готов платить за электронное взаимодействие.

Пандемия COVID-19, как отметила Лариса Лапидус, изменил стиль жизни людей, спровоцировав более быстрый переход к интернет-обществу. Вырос спрос на онлайн-образование, ставшее, в то же время, более доступным. Был отмечен быстрый рост мирового и российского рынков высшего и дополнительного профессионального образования онлайн.

Ученый заключила, что «после» COVID-19 образование переместилось из «зоны относительного спокойствия» в «зону высокой турбулентности», что обострило внимание к цифровой трансформации. Отмечена более высокая зрелость и более высокая технологичность компаний, активно конкурирующих на мировом рынке за счет активной грамотной маркетинговой политики и использования больших данных (Coursera, Udacity, в России – «Нетология» и пр.). На рынок отечественного образования вышли крупные игроки, для которых обучение не является титульным бизнесом (эти игроки выстраивают в России крупные экосистемы, затрагивающие, в том числе, рынок образования: Сбербанк, Яндекс, Mail.ru и др.). Также резко вырос спрос на новые компетенции (Data Science, Machine Learning, AI и др.). «При появлении субститутов, размывании/стирании границ между высшим и дополнительным профессиональным образованием при одновременном снижении ценности дипломов и ростом ценности компетенций со стороны работодателей, с учетом высокой трансграничности рынков и низких трансакционных издержках при смене провайдера онлайн-образовательных услуг сегодня, конечно, есть опасность, что если российское образование не будет так же очень активно развивать собственные цифровые платформы, то, конечно, мы можем постепенно терять рынок образования», – опасается Лариса Лапидус. – «Но для экспорта высшего и дополнительного образования нужно интегрироваться с мировыми высокотехнологичными платформами».

Далее эксперт рассказала о выделенных ею существующих стратегиях цифровой трансформации, которые позволяют компаниям сохранять устойчивость и/или повышать конкурентоспособность в цифровой среде. По словам Ларисы Лапидус, зачастую такие стратегии приводят компанию к долгосрочному лидерству и/или доминированию на новых рынках (такими, например, могут быть рынки цифровых продуктов, электронных услуг, технологий Индустрии 4.0). Первая группа стратегий, предложенных Ларисой Лапидус, включает в себя стратегии «IT для оптимизации и автоматизации внутренних бизнес-процессов». Сюда входят стратегия сокращения издержек, стратегии, связанные с охватом целевой аудитории через мультиканальность и синхронизацию данных, а также стратегия продуктовой диверсификации, в том числе с переходом на цифровые услуги и продукты. Вторая группа стратегий цифровой трансформации, сформированная Ларисой Лапидус, включает в себя стратегии «IT как инновация для поиска путей повышения доходности». Сюда входят стратегия экспансии на новые рынки с выходом за рамки «титульного», стратегия, при которой организация становится «ядром экосистемы», а также стратегия поиска технологии с экспортным потенциалом.
Спикер привела цитату Министра науки и высшего образования Российской Федерации В.Н.Фалькова «Университет – интеллектуальная корпорация» и отметила, что к цифровой трансформации в образовании нужно подходить крайне осторожно с учетом того, что именно является конкурентным преимуществом: люди или технологическая платформа. Эксперт спрогнозировала дальнейший рост конкуренции за кадры с компетенциями обеспечения высокого качества онлайн-образовательного продукта.
Ларисой Лапидус были также предложены следующие стратегии цифрового лидерства в образовании:

  1. University sharing economy, подразумевающая построение цифровых платформ.
  2. Переход к бесшовности.
  3. Создание единых хранилищ данных, систем биометрической идентификации.
  4. Развитие инновационных продуктов, бизнес-направлений, снижение расходов на тиражирование и масштабирование цифровых решений.
  5. Формирование открытого информационного пространства.
  6. Построение новых бизнес-моделей, подразумевающих конкуренцию за кадры, кастомизацию и персонализированное обучение, а также разработку новых KPI.
  7. Создание университетами-лидерами экосистем в сотрудничестве с практиками, компаниями-партнерами, выпускниками, которые будут создавать образовательный контент.
  8. Цифровой маркетинг: омниканальные стратегии при создании комьюнити со студентами, преподавателями, выпускниками, их коллаборация посредством цифровых платформ.
  9. Развитие стратегического мышления в области цифровой трансформации, наращивание гибридных компетенций у руководителей образовательных учреждений.

В завершение своего выступления Лариса Лапидус отметила, что пандемия коронавируса и нефтяные войны обусловливают наступление кризиса, который дает шанс здравоохранению и образованию ускорить цифровую трансформацию. «Главное – видеть тренды и идти в ногу со временем, оценивая риски», – заключила Лариса Лапидус. Она также сообщила, что руководитель в цифровую эпоху должен обладать системным мышлением и стратегическим мышлением, понимая те трансформации цифровой экономики, которые сегодня определяют это ускоренное развитие и то, как меняется мир.

Даниил Сорокин, директор Департамента информационного обеспечения и цифровой трансформации ТЭК Минэнерго России представил доклад «Цифровая энергетика: кадровое обеспечение ТЭК». В своем выступлении спикер сделал акцент на проблемы не студентов вузов, получающих первое профессиональное образование, а состоявшихся профессионалов, желающих повысить квалификацию. Даниил Сорокин отметил важность и необходимость классической высшей школы, в рамках которой формируются системное мышление и ключевые навыки, особенно необходимые на старте профессиональной карьеры. Другими перечисленными экспертом компонентами системы профессионального образования являются профессиональная переподготовка и повышение квалификации. Даниил Сорокин отмечает необходимость в четвертом компоненте, которым станут так называемые гибкие образовательные программы, в рамках которых каждый человек сможет самостоятельно составить для себя учебный план, направленный на приобретение именно тех компетенций, которые необходимы ему для выполнения конкретной работы. Совокупность этих программ может существовать в виде маркетплейса курсов. Докладчик понимает профессионализм как абсолютное соответствие компетенций, которые есть у работника, тем требованиям, которые предъявляются к его должности. «Фактор наличия трех высших образований еще не говорит о том, что в процессе человек эффективен. Может быть, он работает на той должности, для которой нужны совсем другие компетенции», – отметил Даниил Сорокин. Далее спикер рассказал об обсуждаемом в рамках отрасли потенциальном проекте, который будет представлять собой цифровую платформу по управлению профессиональными кадрами в отрасли. В ней должен быть личный кабинет соискателя, работодателя, а также механизм сопоставления набора компетенций, которые нужны работодателю, с профилем кандидата, уже обладающего соответствующими навыками и знаниями. При таком подходе у человека, получившего желаемую должность, будут все требуемые компетенции, и при этом ему не обязательно будет иметь множество дипломов. Даниил Сорокин отметил, что перечень этих компетенций будет определяться каждым работодателем в зависимости от нужд конкретного бизнеса. Эксперт предлагает в рамках пилотного проекта разработать реестр компетенций, который поможет соискателю и работодателю говорить на одном языке.

Игорь Хайров, к.т.н., заместитель директора Академии Информационных Систем, руководитель рабочей группы по разработке программ профессиональной переподготовки ФУМО вузов по информационной безопасности, в докладе «Компетенции специалистов по информационной безопасности в цифровом мире» рассказал о компетенциях, необходимых специалистам по информационной безопасности в цифровом мире. Он поделился результатами исследования, посвященного потребности в кадрах по информационной безопасности для цифровой экономики, включая исследование необходимых новых компетенций специалистов и ожиданий работодателей. Исследование в области профессиональной деятельности специалистов по информационной безопасности проводилось в рамках федерального проекта «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2019 и 2020 году Министерством труда и социального развития Российской Федерации, ФГБУ «ВНИИ труда» Министерства труда России, Ассоциацией защиты информации и федеральным УМО вузов по информационной безопасности, а также экспертами Академии информационных систем. Игорь Хайров отметил, что большую роль в профессиональной деятельности как специалистов, так и руководителей, являются профессиональные стандарты, которые используются учебными заведениями для разработки и корректировки учебных планов и программ. Он сравнил профессиональные стандарты со своеобразным «мостиком» между пожеланиями работодателей и возможностями учебных заведений, а также отметил необходимость их своевременной актуализации с учетом потребностей рынка. Далее докладчик обозначил направления развития информационно-коммуникационных технологий в цифровом мире в среднесрочной перспективе, каковыми являются квантовые технологии и квантовая криптография, системы, реализующие облачные технологии, технологии дополненной реальности, искусственного интеллекта, интернет вещей, социальные сети, а также работа с объектами критической информационной инфраструктуры. Игорь Хайров выразил мнение, согласно которому потребность государства в специалистах в области информационной безопасности удовлетворена лишь на 50%, поэтому наиболее востребованы сегодня такие специалисты, как эксперт по кибербезопасности, эксперт по анализу данных для выявления мошенничества, аналитик по выявлению атак повышенной сложности, аналитик по защищенности систем, эксперт в сфере блокчейна, эксперт по искусственному интеллекту, инженер для IoT-устройств, инженер по робототехнике, специалист по дополненной реальности и пр. Игорь Хайров отмечает существование неразрывной связи между развитием профессиональной деятельности специалиста по информационной безопасности с разрабатываемыми информационными технологиями и перспективами развития информационно-коммуникационных технологий. Необходимыми компетенциями для руководителя в цифровую эпоху Игорь Хайров считает инновационность, лидерские качества, системность мышления, навыки решения проблем и развития команд, способность к сотрудничеству, клиентоориентированность, стремление постоянно учиться, владение языком бизнеса и др.

Далее Надежда Сурова, Директор Института управления ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», член Экспертного Совета Государственной Думы по цифровой экономике и блокчейн технологиям, член Совета Совета Федерации ФС РФ по цифровой экономике, выступила с докладом на тему «EdTech в России». Спикер отметила существенные изменения в сфере EdTech, обусловленные, в том числе, распространением в мире коронавирусной инфекции. Надежда Сурова рассказала о том, что образовательные системы большинства стран переживают коллапс из-за пандемии Covid-19: в начале апреля 2020 года более 180 государств закрыли учебные заведения, более 87% учащихся не могли посещать школы и вузы. В это же время EdTech-рынок столкнулся с огромным спросом: в 1 квартале 2020 г. пандемия коронавируса вызвала 45%-ный прирост загрузок образовательных приложений в мире. В настоящее время, как сообщила Надежда Сурова, лидерами в сфере онлайн-обучения являются Китай, США и Индия. Спикером приводятся данные, согласно которым по разным оценкам объем мирового рынка EdTech по итогам 2019 года составил 205 млрд долларов (более 3% от мирового рынка образования, величина которого приравнивается к 6,5 трлн долларов), среднегодовой рост мирового рынка онлайн-образования составил 10,26%.

Среди вызовов для цифровой экономики в сфере EdTech Надежда Сурова перечислила нехватку цифровых образовательных технологий (единых платформенных решений, нейротехнологий, IoT, искусственного интеллекта и машинного обучения и пр.), недостаточность совместных программ и смешанной модели в школьном и вузовском образовании, а также недостаточную сформированность цифровых компетенций у участников образовательного процесса.

Затем Надежда Сурова рассказала о деятельности Университета НТИ 20.35, сочетающего в себе исследовательскую организацию, образовательную организацию нового сетевого типа и ИТ-компанию. Эксперт сообщила, что Университет 20.35 предоставляет возможность целенаправленного обучения компетенциям, востребованным в рамках Национальной технологической инициативы, а также формирования собственной траектории развития. Университет НТИ 20.35 дает возможность выпускникам пройти стажировку в таких компаниях, как IBM, Yandex, М-Видео и др., а впоследствии устроиться на постоянную работу в эти организации. По мнению Надежды Суровой, ключевыми компетенциями для руководителя в цифровую эпоху являются системное мышление (осознание своих компетенций), дизайн-мышление (умение мыслить по-новому в разных параллелях), а также ответственность. В ответ на вопрос модератора о том, как научить людей преодолевать страх перед цифровыми сервисами, Надежда ответила, что преимущество новых технологий заключается в том, что перед ними никакого страха не возникает: они достаточно просты и понятны интуитивно, поэтому людям всего лишь надо дать возможность об этом узнать.

За серией докладов последовала дискуссия, в ходе которой эксперты отвечали на вопросы участников онлайн-трансляции. В частности, на вопрос о существовании универсальных цифровых компетенций Лариса Лапидус ответила, что таковой компетенцией сегодня является понимание цифровых технологий в целом: их прикладное использование и способность извлекать выгоды из этих технологий.
В ответ на вопрос от зрителя дискуссии, касающийся того, насколько последние образовательные стандарты ФГОС 3++ близки к профессиональным стандартам в части формирования компетенций в сфере цифровой экономики, Заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА); главный научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института Алексей Минбалеев ответил, что с точки зрения юриспруденции дело обстоит не очень хорошо: действуют достаточно старые образовательные стандарты. Эксперт рассказал, что универсальной цифровой компетенцией должна оставаться компетенция, связанная с умением искать и обрабатывать информацию, а также понимать, что представляет из себя информация.

Далее Антон Привезенцев спросил участников дискуссии о том, какие барьеры стоят перед цифровизацией в сфере образования. Дмитрий Волков отметил, что, вопреки распространенному мнению, перед образованием не стоит финансовый барьер: напротив, образовательные технологии становятся дешевле. По мнению Дмитрия Волкова, основными барьерами в сфере образования являются отсутствие системного подхода в организациях к вопросу трансформации, а также отсутствие мотивации к масштабным изменениям, которое связано с недостатком специалистов, обладающих цифровыми компетенциями. Эксперт уверен, что преподаватель должен быть не только хорошим лектором, но и уметь создавать цифровой контент, либо организовывать создание этого контента.

Лариса Лапидус считает, что сегодня процесс цифровой трансформации невозможно запустить без изменения мышления, без осознания, что университетом необходимо управлять с позиции построения новых моделей ведения хозяйственной деятельности и понимания того, что сегодня среда становится еще более сложной, более турбулентной. Эксперт отметила, что исторически бизнес был драйвером цифровой трансформации, предлагая технологии, которые формировали новые рынки, далее оформлялись новые бизнес-модели, менялось потребительское поведение, и конечно, бизнес был своего рода «локомотивом». Лариса Лапидус выразила мнение, согласно которому бизнес должен еще в большей степени интегрироваться с учебными заведениями, занять партнерскую, равную позицию при создании цифровых экосистем для того, чтобы очень быстро менять образовательные траектории под собственные потребности, поскольку в будущем драйвером создания образовательных траекторий будет именно бизнес.

На вопрос от зрителя дискуссии, Николая Вяткина, касающийся рисков, существующих в ближнесрочной и долгосрочной перспективе цифровизации образования и развития цифровых технологий Алексей Минбалеев ответил, что в настоящее время возрастают риски в сфере информационной безопасности. В пример эксперт привел возрастающее число появившихся в последнее время новостных сообщений, затрагивающих тему утечки данных. Вопрос цифрового контроля и надзора также является актуальным, согласно мнению спикера.

Лариса Лапидус увидела в краткосрочной перспективе проблему внедрения технологий ради снижения издержек. Эксперт считает, что при условии сохранения высокого качества образования издержки не сократятся, расходы скорее вырастут. В долгосрочной – существует риск невозможности построить новую систему и разрушить старую. Поэтому Лариса Лапидус выразила мнение о целесообразности поиска компромиссного решения, разработки стратегии цифровой трансформации.

В завершение дискуссии модератор Антон Привезенцев поблагодарил участников мероприятия за интересную и познавательную дискуссию, в ходе которой обсудили важные темы, подчеркнув необходимость нахождения в дальнейшем точек роста в соответствующих сферах. Также Антоном Привезенцевым была отмечена партнерская поддержка мероприятия РЭУ имени Г.В. Плеханова.

В работе веб-семинара приняли участие сотрудники Национального центра цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова: заместитель директора Алексей Андреев, руководитель департамента интеллектуальных технологий Александр Райков, ведущий специалист Максим Часовиков, ведущий специалист Екатерина Вашурина, ведущий специалист Сергей Афанасьев, руководитель департамента информационно-технического развития Светлана Зива, контент-менеджер Анна Пагина, редактор Владислава Яровикова.

Авторизация
*
*
Генерация пароля