Эксперты Минстроя России и МГУ обсудили индексы измерения цифровизации городов

Эксперты Минстроя России и МГУ обсудили индексы измерения цифровизации городов

16 октября в рамках III Всероссийского научно-практического форума «Цифровизация-2020» состоялась стратегическая сессия «Умные города – индексы измерения цифровизации в мире и России» с участием представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Центра компетенций НТИ по большим данным (действует на базе Национального центра цифровой экономики МГУ).

Эксперты стратегической сессии рассмотрели методические подходы к построению зарубежных индексов, измеряющих уровень цифровизации городского хозяйства, а также новую российскую разработку в этой области – индекс «IQ городов». Участники мероприятия обсудили логику выбора показателей для расчета данного индекса, а также поделились планами его развития.

Напомним, 3 марта 2020 года Минстрой России представил первый индекс цифровизации городского хозяйства «IQ городов», разработанный совместно с Центром компетенций НТИ по большим данным на базе МГУ в рамках ведомственного проекта «Умный город». Индекс рассчитывался на основе данных 191 города по итогам 2018 года. На текущий момент осуществляется аналогичный расчет индекса по данным 209 городов за 2019 год.

Стратегическую сессию со вступительным словом открыли Леля Жвирблис, начальник отдела по внедрению технологий «Умный город» ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России», и Алексей Белошицкий, и. о. директора Центра компетенций НТИ по большим данным на базе МГУ.

Егор Шитов, руководитель направления технологического консалтинга Центра компетенций НТИ по большим данным на базе МГУ, в своем выступлении рассказал о мировой практике оценки уровня интеллекта умных городов.

Егор Шитов выделил три аспекта при определении умного города: «Во-первых, под умными городами преимущественно понимают те города, которые формируют свою политику развития в соответствии с тенденцией устойчивого развития. Они заботятся как о различных аспектах повышения качества и комфорта городской среды, так и о том, каким образом в этом городе в дальнейшем будут жить будущие поколения. Во-вторых, все эти города предполагают обязательно реализацию инициатив, которые направлены на повышение комфорта и качества жизни проживающих там людей. Наконец, под умными городами мы понимаем те города, в которых осуществляются инициативы по внедрению передовых цифровых и инженерных решений, образующих в совокупности инновационную экосистему функционирования различных сервисов и технологий управления городским хозяйством».

По словам спикера, наиболее связаны с умными городами такие технологии, как промышленный интернет, большие данные и искусственный интеллект.

В мировой практике традиционно принято различать три стадии эволюции умных городов. В частности, ее наивысшую ступень – «Умный город 3.0» – Егор Шитов охарактеризовал следующим образом: «Это тот уровень, когда предполагается функционирование единой интегрированной интеллектуальной инфраструктуры города <…>. На этом этапе формируется так называемый цифровой двойник города, позволяющий получать информацию о любом объекте в режиме реального времени, оперативно ее обрабатывать и тем самым повышать качество принимаемых управленческих решений».

К ключевым принципам умных городов в России, согласно ведомственному проекту «Умный город», относятся ориентация на человека, технологичность городской инфраструктуры, повышение качества управления городскими ресурсами, комфортная и безопасная среда, а также акцент на экономической эффективности (в том числе сервисной составляющей городской среды).

Командой аналитиков Центра компетенций НТИ по большим данным на базе МГУ было выделено 13 ключевых международных и отечественных рейтингов и стандартов в области умных городов. Эти документы, по словам Егора Шитова, можно разделить на два типа – общие и частные. Общие рейтинги и стандарты могут касаться не только вопросов цифровизации, но и в целом аспектов повышения качества городской жизни, в то время как основной задачей частных является детализированная оценка конкретных направлений цифровизации городского хозяйства. Среди таких направлений: городское управление, инновации для городской среды, интеллектуальные системы общественной безопасности, инфраструктура сетей связи, интеллектуальные системы экологической безопасности, демография и социальные услуги (включая рынок труда), умный городской транспорт, умное ЖКХ, интеллектуальные системы социальных услуг, туризм и сервис, экономическое состояние и инвестиционный климат, здания. Вышеперечисленным направлениям соответствует более 700 индикаторов и показателей.

Егор Шитов отметил, что типовая структура рейтингов умных городов включает несколько уровней: интегральный индекс, субиндексы и показатели оценки.

В идеальном случае, поделился спикер, формирование рейтингов умных городов также должно быть «умным», то есть основываться на интеллектуальных платформах мониторинга и сбора данных. Подобные решения способны осуществлять автоматический сбор, обработку и анализ данных, мониторинг за объектами в режиме реального времени, моделирование сценариев управленческих решений, а также предиктивную аналитику состояния объектов.

Однако идея использования высокотехнологичных платформ при оценке различных направлений цифровизации городского хозяйства может сталкиваться с определенными барьерами. «Уровень развития технологий пока не вполне позволяет использовать те решения, которые помогли бы нам эффективно, с минимальными затратами осуществлять сбор и анализ тех данных, которые необходимы в режиме реального времени. Имеются отдельные примеры, когда мы можем использовать такие платформы для оценки конкретных аспектов развития умного города <...>. Но что еще более важно: сбор определенных типов данных пока не осуществляется в принципе», – обратил внимание Егор Шитов.

К используемым на текущий момент источникам сбора данных для оценки развития умных городов спикер отнес статистические базы данных федеральных и муниципальных уровней, геоинформационные системы, опросы представителей муниципальных органов власти, новостные источники, информационные ресурсы, веб-порталы и открытые данные в сети интернет.

Перечень источников данных может быть расширен благодаря социальным сетям (цифровым следам), данным операторов мобильной связи, промышленного интернета, владельцев цифровых сервисов, провайдеров и продавцов. Такие данные, по словам Егора Шитова, можно «обрабатывать в автоматическом режиме с использованием различных алгоритмов больших данных, машинного обучения и прочих достижений цифровой экономики».

Методике расчета российского индекса «IQ городов» было посвящено выступление Кирилла Малыка, заместителя начальника отдела по внедрению технологий «Умный город» Минстроя России. «Наш индекс мы старались базировать на стандарте умных городов, который подготовил Минстрой России. Откуда взялся стандарт? Мы проанализировали все актуальные цифровые сервисы, которые внедряются во всех городах, в том числе в Москве, и попробовали проанализировать возможности их масштабирования на муниципалитеты в рамках нашей страны, после чего разбили их на подкатегории, которые начинают коррелировать с субиндексами нашего индекса “IQ городов”, и далее уже совместно с МГУ начали готовить набор показателей», – рассказал спикер.

Разработанная методика расчета индекса «IQ городов» подразумевает деление городов на четыре группы в соответствии с численностью населения (по аналогии с индексом качества городской среды): крупнейшие города (от 1 млн человек), крупные города (от 250 тыс. до 1 млн человек), большие города (от 100 до 250 тыс. человек) и города с населением менее 100 тыс. человек – это административные центры, участвующие в проекте «Умный город», а также муниципалитеты-участники пилотных проектов.

Интегральный индекс «IQ городов», по словам Кирилла Малыка, состоит из десяти субиндексов, 47 показателей, которые разделяются по направлениям: ЖКХ (инфраструктурное обеспечение городской среды), транспорт (качество и комфорт использования транспортной инфраструктуры), инновации и инвестиции (внедрение современных, доступных технологий в городскую среду), цифровое управление (создание интеллектуальных центров городского управления), безопасный город (экологические и общественные системы безопасности), благосостояние людей (социальные услуги, туризм и сервис). «Нужно понимать, что умный город – это не только инфраструктура, это не только цифровой город, это более объемная концепция, затрагивающая все сферы жизни, поэтому в нашем индексе представлены все показатели», – добавил спикер. Подробная информация о методике расчета «IQ городов» представлена по ссылке.

Кирилл Малык также описал вызовы, с которыми в процессе составления индекса сталкиваются разработчики: отсутствие подробной муниципальной статистики на федеральном уровне и муниципальных витрин открытых данных на уровне городов, подведомственность источников данных, а также динамичность исследуемых территорий, изменчивость их административного деления.

Леля Жвирблис, начальник отдела по внедрению технологий «Умный город» ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России», охарактеризовала перспективы развития индекса «IQ городов».

По словам спикера, цель проекта «Умный город» заключается в том, чтобы к 2024 году показатель индекса у каждого города вырос на 30%. Соответственно, ключевым параметром эффективности цифровизации города является не его место в рейтинге, а величина изменений от года к году. В связи с этим методология индекса будет видоизменяться в сторону измерения динамики развития городов. «Города сейчас борются за первые места в своих группах, просто за какое-то место. Речь о динамике здесь пока не идет. Несмотря на то, что все показатели подходят для того, чтобы динамику рассчитать», – поделилась Леля Жвирблис.

По ее словам, для измерения динамики уровня цифровизации городского хозяйства по всей России планируется расширить выборку городов: в данный момент в нее входят 209 административных центров и городов-пилотов проекта «Умный город». «Это не показывает состояние России, к сожалению. Это показывает состояние городов, которые и так в проекте “Умный город” и точно занимаются технологизацией», – отметила Леля Жвирблис.

Важным этапом развития индекса также является создание платформы, позволяющей автоматизировать сбор и обработку данных. «Мы сейчас готовим платформу для того, чтобы автоматизировать нашу работу, чтобы меньше заниматься ручным сбором данных, меньше заниматься запросами через письма. Мы делаем CRM-систему, куда города могут загружать данные в [формате] CSV», – рассказала Леля Жвирблис. Встроенный в систему верификатор не позволит загрузить некорректные данные.

По словам спикера, автоматизация обработки данных, возможно, будет осуществляться совместно со специалистами МГУ. «В принципе, когда все формулы готовы, когда все данные понятны, то можно <…> не заниматься ручной обработкой данных. Это тоже должно быть в платформе», – добавила Леля Жвирблис.

Следует также визуализировать данные, полученные в результате работы над индексом, считает спикер: «Должен быть доступен каждый из субиндексов в виде карт, статистики, в формате открытых данных». К ресурсу, на котором будут опубликованы такие данные, например, смогут обращаться журналисты и составители мировых рейтингов умных городов.

На последовавшей за докладами дискуссии, в частности, выступили Максим Алексашкин, заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы, и Александр Малышев, директор Управления городского развития и проектной деятельности (город Заречный).

Ознакомиться с записью мероприятия и материалами можно по ссылке.

Панель управления

Авторизация
*
*
Генерация пароля