Эксперты Всемирного банка, Минстроя, Центра НТИ МГУ, ИРИО обсудили оценку развития умных городов

Эксперты Всемирного банка, Минстроя, Центра НТИ МГУ, ИРИО обсудили оценку развития умных городов

28 мая 2021 года состоялась экспертная сессия «Цифровые и нецифровые факторы для развития умного города». Эксперты мероприятия затронули вопрос подготовки исследования Всемирного банка о развитии умных городов в России – в число интеллектуальных партнеров исследования вошли Центр компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных Национального центра цифровой экономики МГУ (Центр НТИ МГУ) и Институт развития информационного общества (ИРИО, член консорциума на базе Центра НТИ МГУ). Отдельное внимание было уделено индексу цифровизации городского хозяйства «IQ городов», разработанному Министерством строительства и ЖКХ РФ (Минстроем) при участии Центра НТИ МГУ.

Организаторами сессии выступили Комитет по промышленной и инновационной политике Московской торгово-промышленной палаты (МТПП), ПАО «Калибр» и Всемирный банк. С приветственным словом к участникам сессии обратился Михаил Коган, глава Комитета МТПП по промышленной и инновационной политике, председатель совета директоров ПАО «Калибр».

Ярослав Еферин, консультант глобальной практики по цифровому развитию Всемирного банка, обратил внимание на то, что умный город – «это не про цифровые технологии, а про жизнь людей». Данная концепция включает умные городские транспортные сети, модернизированные системы водоснабжения и удаления отходов, эффективные способы освещения и обогрева зданий, интерактивную и отзывчивую администрацию города, безопасные общественные пространства, помощь уязвимым группам и многое другое.

 «С целью определить, как обстоят дела со всем этим в российских городах, Всемирный банк запустил в конце прошлого года исследование цифровой трансформации российских городов», – рассказал спикер. В выборку исследования, которое уже подходит к концу, вошли Москва, Мурманск, Казань, Железноводск и Краснодар. Выборка формировалась исходя из рекомендаций Минстроя – ключевого стратегического партнера исследования, учитывались также показатели индекса «IQ городов». Напомним, 3 марта 2020 года Минстрой впервые представил результаты индекса «IQ городов», разработанного совместно с Центром НТИ МГУ в рамках ведомственного проекта «Умный город». Индекс рассчитывался на основе данных 191 города по итогам 2018 года. Затем был осуществлен аналогичный расчет индекса по данным 203 городов за 2019 год.

Структура исследования Всемирного банка включает анализ текущего уровня развития умных городов в России, обзор передовых международных практик, анализ глобальных тенденций и инструментов преодоления вызовов, а также рекомендации. Летом по итогам исследования планируется представить аналитический доклад. Также в июне 2021 года Всемирный банк планирует опубликовать доклад о политике данных в России.

Юрий Хохлов
,
 председатель совета директоров ИРИО, руководитель подкомитета «Данные» Технического комитета 164 «Искусственный интеллект», руководитель проекта по мониторингу и стандартизации больших данных Центра НТИ МГУ, выступил с докладом «Концептуальная схема оценки уровня использования цифровых технологий в умных городах».

Спикер представил методику оценки готовности страны к цифровой экономике (DECA): «Эта концептуальная схема была разработана в 2017 году Всемирным банком в сотрудничестве с Институтом развития информационного общества (ИРИО) и другими партнерами в России, для того чтобы правильно спроектировать программу “Цифровая экономика”. Мы начинали с того, что главное, ради чего такие программы делаются, – это цифровые дивиденды. В основу концептуальной схемы были положены исследования Всемирного банка 2016 года, опубликованные в Докладе о мировом развитии “Цифровые дивиденды”. Главное, что хотелось здесь операционально измерять, – то, каким образом могут достигаться те или иные экономические и социальные эффекты, какое воздействие оказывают цифровые технологии на развитие».

Юрий Хохлов пояснил, что методика DECA оценки готовности к цифровой экономике может применяться не только в масштабах отдельно взятой страны. Например, аналогичный подход использовался в 2017 году при исследовании в Ульяновской области, в 2018 году – при исследовании в Севастополе. Эта же методика в сокращенном виде положена в основу текущего исследования Всемирного банка о цифровой трансформации российских городов.

О мировой практике оценки уровня развития умных городов рассказал руководитель направления консалтинга и экспертизы Центра НТИ МГУ Егор Шитов. По его словам, командой аналитиков Центра было выделено 13 ключевых международных и отечественных рейтингов и стандартов в области умных городов. Эти документы можно разделить на два типа – общие и частные. Общие рейтинги и стандарты могут касаться не только вопросов цифровизации, но и в целом аспектов повышения качества городской жизни, в то время как основной задачей частных является детализированная оценка конкретных направлений цифровизации городского хозяйства. Типовая структура рейтингов умных городов включает несколько уровней: интегральный индекс, субиндексы и показатели оценки.

В соответствии с лучшими международными принципами и практиками и на основе стандарта «Умный город» в 2019 году Минстрой совместно с Центром НТИ МГУ разработал индекс «IQ городов». Он направлен на оценку и мониторинг на ежегодной основе хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в российских городах. Внимание исследователей сконцентрировано на оценке «IQ городов» в динамике: ключевое значение имеет величина изменения показателей от года к году. Цель ведомственного проекта «Умный город» – 30%-ный рост показателя индекса у каждого города к 2024 году.

Индекс содержит 10 направлений (субиндексов): городское управление; умное ЖКХ; инновации для городской среды; умный городской транспорт; интеллектуальные системы общественной безопасности; интеллектуальные системы экологической безопасности; туризм и сервис; интеллектуальные системы социальных услуг; экономическое состояние и инвестиционный климат; инфраструктура сетей связи. Этим направлениям соответствуют 47 индикаторов, перечень которых может быть расширен в будущем.

Методика расчета «IQ городов» основывается на ряде принципов, среди которых гибкость – один из наиболее важных. «Сегодня мы видим, что научно-технологические циклы осуществляются в диапазоне от трех до пяти лет, поэтому важно в таком же временном периоде модернизировать те инструменты, которые мы используем для оценки уровня развития городов. Более того, эти же инструменты можно использовать не только для мониторинга текущей ситуации, но и в качестве инструмента поддержки принятия решений», – отметил Егор Шитов. Этим целям соответствует разрабатываемый Минстроем портал умного города, который, в частности, позволит автоматизировать расчет индекса «IQ городов», а также предоставит городам и регионам возможность прогнозировать динамику его изменения в режиме реального времени.

По словам Егора Шитова, возможность оценки цифровизации городского хозяйства в режиме реального времени соотносится с уровнем развития умного города 3.0. «Это тот уровень развития, который позволяет уже в режиме реального времени собирать абсолютно любую информацию, для того чтобы использовать ее в дальнейшем при управлении городским хозяйством… Разработка подобных программ уже ведется как в мире, так и в России», – пояснил спикер.

 Он также подчеркнул, что необходимо расширять источники сбора данных для расчета рейтингов городов, дополняя традиционные источники (статистические базы данных, опросы, ГИС, новостные и информационные ресурсы, порталы открытых данных) новыми (данные операторов сотовой связи и интернета, промышленного интернета – интернета вещей, владельцев мировых сервисов, провайдеров, продавцов, социальных сетей и пр.).

Кирилл Малык, куратор проекта «Умный город» Минстроя, выступил с докладом о концепции цифровизации городского хозяйства и развития умных городов в России.

Спикер охарактеризовал направления деятельности Минстроя в рамках ведомственного проекта «Умный город», включающего сегодня 218 городов-участников:

– Контроль реализации мероприятий (стандарт «Умный город», индекс «IQ городов» как инструмент оценки динамики изменений и поиска точек роста);

– Поддержка участников проекта (проведение конкурсов, методологические основы, акселерационные программы, развитие государственно-частного партнерства);

– Создание единого информационного поля (создание портала умного города, привлечение всех заинтересованных участников, создание и функционирование в субъектах РФ центров компетенций);

– Синхронизация мероприятий (национальных проектов, региональных и муниципальных программ, налаживание взаимодействия между ведомствами);

– Образовательные мероприятия (повышение квалификации, работа с образовательными площадками, проведение форумов и обмен опытом);

– Совершенствование законодательства (анализ достаточности и качества правового регулирования, разработка и принятие нормативных правовых актов, создание условий для привлечения инвестиций).

Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований экономики знаний НИУ ВШЭ, рассказал об изменениях, которые произошли в восприятии концепции умного города в мире после пандемии, и о том, чего следует ожидать в будущем. «Я хотел бы, чтобы мы посмотрели на концепцию умного города, в значимости которого, наверное, уже не надо никого убеждать, то есть все согласны, что надо переходить к этой концепции. Вопрос “А” – что она из себя представляет. Вопрос “Б”, наверное, в том, каким образом нам учесть те глобальные тренды, которые будут влиять на сам умный город», – поделился Александр Чулок.

По итогам докладов последовала дискуссия участников мероприятия.

Панель управления

Авторизация
*
*
Генерация пароля