Ведущий специалист НЦЦЭ МГУ принял участие в XI Гайдаровском форуме

Ведущий специалист НЦЦЭ МГУ принял участие в XI Гайдаровском форуме

15 января 2020  года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) начал работу XI Гайдаровский форум. Мероприятие посетил ведущий специалист Национального центра цифровой экономики МГУ Максим Часовиков.

Основной темой XI Гайдаровского форума стало обсуждение ключевых вызовов, ожидающих Россию и мир в начинающемся десятилетии. Традиционно большое внимание было уделено развитию кадров и «повышению качества» человеческого капитала. Эта тема обсуждалась в рамках дискуссии «Какое управленческое образование будет необходимо реальному бизнесу в будущем?».

Тимоти Мескон, старший вице-президент AACSB International по Европе, Ближнему Востоку и Африке, определил, что классические методы управления реальным бизнесом становятся все менее эффективными, так как в мире происходит стремительное изменение мировых экономических отношений благодаря достижениям научно-технического прогресса. Это влечет за собой новые требования к личностным качествам, необходимым менеджерам и лидерам, а также изменение роли так называемых «мягких навыков», что находит отражение в многочисленных дискуссиях экспертов об изменении ключевых KPI.

Как считает декан Школы бизнеса Университета Южной Джорджии Аллен Амасон, ввиду столкновения с данными вызовами происходит изменение бизнес-образования по трем направлениям, каковыми являются более плотное объединение теории с хорошими практическими кейсами, акцент на исследовании фундаментальных причин и процессов трансформации общества в текущий момент, а также тесная связь образования с потребностями рынка и общества.

Сергей Мясоедов, проректор РАНХиГС, директор Института бизнеса и делового администрирования, высказал уверенность в том, что единых оценок бизнес-образования быть не может, так как уровень программ различается и успешность обучения существенно зависит от самих слушателей: «На МBA опытом обмениваются, а в магистратуре учат». Одной из актуальных проблем бизнес-образования Сергей Мясоедов считает недопонимание между специалистами разных отраслей, в которых используется гетерогенный семантический аппарат. Профессиональные языки, по мнению спикера, стали слишком обособленными.

Журналист и основательница делового интернет-издания The Bell Елизавета Осетинская уверена, что постоянное обновление и ревизия знаний необходимы современным предпринимателям. Однако у них нет возможности выделять большое количество времени на очное образование. «Амбиция получить образование институционального типа осыпается о реальность», – поделилась Елизавета Осетинская. По ее мнению, образовательные центры (и в России, и в мире) не всегда способны сойтись с бизнесом в потребностях и создать необходимый ему продукт. Это противоречие может быть устранено в том числе благодаря медиа – важнейшему коммуникатору.

Кристофер Маккормик, директор образовательных программ English First (EF), отметил, что стремление получить качественное образование очень высоко. Он подчеркнул, что большинство людей на вопрос «Чего вам не хватало, когда вы устраивались на работу 10 лет назад?» отвечали, что им сильно недоставало эмпирического опыта, эмоционального интеллекта и навыков общения. «Мы почти никогда не учим людей понимать себя. В первую очередь их нужно учить пользоваться собственными ресурсами», – прокомментировал статистику спикер. По его словам, глобальная компетентность определяет трудоустройство и дальнейшие перспективы развития во многих странах.

Важной для цифровой экономики является проблема соотношения ролей человека и робота. Этой теме была посвящена секция «Доверие и наказание: почему роботы не заменят чиновников». В рамках этой дискуссии декан факультета информационных технологий и анализа данных РАНХиГС Павел Голосов сообщил, что совместно с Министерством юстиции РФ уже обсуждался вопрос о юридическом определении такого понятия, как «техническое лицо», которое бы регламентировало действия роботов и сделало бы их юридическим субъектом. С точки зрения вице-президента Российской ассоциации искусственного интеллекта Валерия Карпова, этому может способствовать прозрачность принятия решений «роботом»: «Если интеллектуальная система принимает критически важное для человека решение, она должна объяснить, почему она его приняла. Это не должно быть “черным ящиком”. Не будет объяснения – не будет доверия со стороны человека. Объяснительная компонента очень важна, для коммерческого использования в том числе».

Дискуссия о границах понятия «цифровая экономика» состоялась в рамках секции «Проблемы и перспективы организации системы мониторинга процессов цифровизации российской экономики». По мнению ведущего научного сотрудника РАНХиГС Александра Аброскина, под цифровой экономикой следует понимать «экономику, основанную на интеграции процессов производства, распределения и использования ресурсов на основе интернета с эффектами, связанными с расширением ассортимента и повышением качества товаров (услуг) и снижением затрат в отраслях национальной экономики».

Участники секции выразили общее мнение, согласно которому представлять цифровую экономику как отдельную, изолированную отрасль не следует, так как ее эффекты оказывают влияние на все сферы производства, глубокая цифровизация неизбежна. В то же время разрыв между передовыми и отстающими компаниями растет огромными темпами, что является одной из важнейших угроз устойчивому развитию.

Особый интерес для участников представляла дискуссия «Массовое выгорание лидеров в эпоху VUCA: можно ли быть успешным, жить долго и быть счастливым одновременно?». VUCA – это аббревиатура, составленная из слов volatility (изменчивость), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность), ambiguity (неясность, двусмысленность, неоднозначность). Эксперты рассказали, что в настоящее время люди позднее взрослеют, позднее стареют и существенно дольше находятся в активном возрасте. Им приходится учиться в течение всей жизни, при этом ценность самих знаний постоянно снижается. Однако ценность навыков получения знаний увеличивается многократно. Участники дискуссии поделились, что факторами, помогающими избегать эмоционального выгорания, являются вовлеченность, возможность быстро менять область деятельности, а также быть разносторонней личностью.

Отдельно обсуждался вопрос об образовании сотрудников. Участники пришли к единодушному мнению, согласно которому «заставлять учиться» – крайне неэффективная мера: люди должны сами осознать потребность в образовании. Необходимо создавать возможности для их образования.

Панель управления

Авторизация
*
*
Генерация пароля