6 октября 2021 года представители Центра компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных (на базе Национального центра цифровой экономики МГУ) — исполнительный директор Алексей Белошицкий и руководитель направления правовых исследований и юридического сопровождения Игорь Терещенко — выступили на круглом столе в Совете Федерации. На мероприятии обсуждались вопросы формирования нормативного правового поля для применения больших данных в автотранспорте.
Работа с большими данными — важное направление развития транспортной отрасли. Однако специального законодательства, направленного на применение больших данных в автотранспорте, в России пока нет, отметили эксперты Центра НТИ МГУ.
Напомним, в 2019 году в России была разработана концепция платформы «Автодата». На платформе планируется аккумулировать все данные об эксплуатации автотранспорта, что позволит запускать интеллектуальные транспортные системы и различные сервисы для автомобилистов. В 2020 году, чтобы урегулировать отношения, возникающие при создании и применении платформы, были предложены две версии законопроекта. Ни одна из них пока не внесена в Госдуму на рассмотрение.
По мнению Алексея Белошицкого и Игоря Терещенко, платформа «Автодата» действительно может стать основным инструментом применения больших данных в автотранспорте и сформировать вокруг себя соответствующее правовое поле.
Вместе с тем эксперты выдвинули предложения по доработке вышеупомянутого законопроекта о ГИС «Платформа “Автодата”». В частности, рекомендовано включить нормативные положения о платформе в действующие федеральные законы, например в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. «Так будет обеспечена полнота правового регулирования», — обратил внимание Игорь Терещенко.
Еще одно предложение — указать определенный, а не открытый перечень данных, обязательно включаемых в платформу, что будет согласовываться с действующим законодательством. «Стоит также отметить, что часть таких данных будут персональными, а следовательно — подпадать под регулирование специального закона. В связи с этим рекомендуем учесть положения законодательства о персональных данных, в том числе предусмотреть механизм сбора согласия субъекта на их передачу платформе. Это позволит усилить уровень защиты персональных данных граждан и повысить доверие пользователей», — поделился Игорь Терещенко.
Кроме этого, чтобы снять некоторые ограничения при пилотном внедрении платформы, можно использовать экспериментальные правовые режимы. Они позволяют устанавливать специальное регулирование при разработке, апробации и внедрении цифровых инноваций.
На круглом столе также выступили:
• Александр Пронюшкин — член Комитета Совета Федерации по экономической политике (модератор мероприятия);
• Ирина Рукавишникова — первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству;
• Евгений Анисов — руководитель управления проектами Ассоциации «Консорциум предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики»;
• Карен Казарян — руководитель правового комитета Ассоциации больших данных;
• Михаил Матасов — заместитель генерального директора по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «КАМАЗ».
Изображение: Совет Федерации (council.gov.ru).