15-17 января 2019 года на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации прошел юбилейный X Гайдаровский форум. На мероприятии присутствовал ведущий специалист Национального центра цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова Максим Часовиков.
На форуме большое внимание было уделено вопросам развития человеческого капитала в эпоху цифровой экономики. Большинство экспертов в своих выступлениях отметили, что человечество живет в эпоху быстрых изменений, прогнозировать результаты которых затруднительно. Необходимо быть готовыми к быстрой адаптации к изменяющимся внешним условиям. Следует также рассматривать обучение и повышение квалификации персонала не как единовременные мероприятия, а как постоянный процесс.
Участники экспертной дискуссии «Новые форматы профессионального развития госслужащих: национальный и глобальный контексты» сообщили, что необходимы новые «быстрые» форматы повышения квалификации сотрудников, позволяющие проходить обучение на рабочих местах. Особый интерес представляют форматы переподготовки, при которых сотрудник может уделять обучению 15-30 минут единовременно, но каждый день. Подобные форматы позволяют быстро получать актуальные знания и развивать навыки. Однако сохраняется ценность и выездных мероприятий: рекомендуется не менее раза в год проходить обучение в рамках специализированных групп в течение нескольких дней. Отдельно обсуждался вопрос наставничества и мотивации сотрудников для повышения квалификации. Участники дискуссии согласились, что основным мотивирующим фактором является необходимость получения новых навыков для выполнения повседневных задач.
Участники экспертной дискуссии «Системные программы трансформации современных компаний: роль обучения и развития» отметили, что трансформация – это не проект, имеющий четко определенные сроки, а процесс адаптации компании к внешним изменениям, особую роль в котором играет обучение. Сейчас становятся актуальными не только hard-skills (профессиональные навыки), soft-skills (навыки социального поведения), но и навыки, подразумевающие осознанную потребность в обучении. Гости дискуссии также рассказали о повышенном интересе к программам обучения со стороны государственных чиновников. Если в начале 2000-х годов около 80% запросов на обучение приходилось на иностранные компании, ведущие бизнес в России, то сейчас около 60% запросов поступают от отечественных компаний, 20% – от зарубежных компаний и государственных чиновников.
Особый интерес вызвала экспертная дискуссия «Как раскрепостить мозг, чтобы добиться эффективного лидерства?» Участники обсуждения уверены, что если ранее развитие человека шло в рамках одной профессии, то уже сейчас, и в будущем тем более, оно не будет ограничено одним профессиональным направлением.
По мнению Стивена Поелманса, профессора нейронаук и стратегического лидерства Школы менеджмента Антверпена, сейчас люди ищут не работу, а смысл жизни, причастность к значимым проектам и общечеловеческим инициативам. Один из мотивов людей при трудоустройстве – самореализация личности через работу. Еще один мотив при поиске работы – то, насколько она соответствует представлению человека о его смысле жизни и предназначении (данный факт особенно характерен для поколения Z).
Меняется способ привлечения талантов: необходимо не только предлагать «среднерыночную заработную плату», но и интересные проекты. Согласно данным Boston Consulting Group, молодежь ищет гармонию между работой и личной жизнью, границы между этими понятиями размываются. При изучении деятельности мозга было обнаружено, что успешные лидеры умеют:
– Быстро переключаться между разными видами деятельности (например, между говорить и слушать);
– Концентрироваться не только на целях, но и на процессе – отношениях, открытости, доверии;
– Переключаться между контролем и делегированием;
– Комбинировать разные уровни анализа – анализ потребностей компании/предприятия и анализ потребностей личности/сотрудника предприятия;
– Оценивать свои компетенции и прогнозировать направления собственного развития.
Татьяна Черниговская, профессор в области нейронауки и психолингвистики, поделилась концепцией Homo Confusus, или человек смущенный. По мнению эксперта, деятельность мозга не может быть полностью описана алгоритмически, так как существенную часть его работы составляют аналоговые (неалгоритмизируемые) процессы. Весомую часть в поиске и нахождении нового занимает интуиция.
По мнению Татьяны Черниговской, необходима трансформация образования, основными целями которой станут:
– Образование понимания, а не образование запоминания;
– Воспитание способности к постоянным переменам;
– Формирование навыков верификации информации;
– Обучение способностям учиться и противостоять стрессу;
– Формирование способности жить в прозрачном цифровом мире при сохранении собственной идентичности.
Один из тезисов Александра Асмолова, директора по гуманитарной политике РАНХиГС, касался постоянно возрастающих изменений в обществе: «Темп социальных изменений так велик, что мы не можем адаптироваться. Если мы адаптируемся, то мы уже в прошлом». Один из возможных выходов из данной ситуации – создание собственных, нешаблонных решений.
Успешность сложных систем, по мнению Александра Асмолова, в том числе человека, определяется наличием предикативного эффекта – способности предсказывать изменения окружающего мира, видеть в них возможности для себя.