В рамках тематического блока «Национальная программа “Цифровая экономика РФ”» Всероссийского форума с международным участием «Цифровизация ‒ 2019» состоялась дискуссия «Кадры: профессионалы XXI века», спикерами которой стали Михаил Тихомиров, заместитель генерального директора по коммерции и развитию компании «Белая Дача Трейдинг», Виктория Шиманская, д.п.н., партнер и R&D директор Skillfolio, эксперт в области развития эмоционального интеллекта, и Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления hh.ru. Модератором дискуссии выступила директор департамента информационно-технического развития Национального центра цифровой экономики МГУ Светлана Зива.
Михаил Тихомиров представил презентацию «Ценности как основа корпоративной культуры и лидерства». По словам эксперта, сегодня главной задачей корпоративной культуры становится создание условий для максимальной самореализации сотрудников. Как сообщил Михаил Тихомиров, если модель управления крупнейших и старейших компаний сконцентрирована на систематизации, то основным фокусом в модели управления скандинавских компаний является человек. Именно выведение человека на уровень самореализации позволяет в дальнейшем этим сотрудникам создать вторичное конкурентное преимущество.
Обязательным инструментом для западных компаний является оценка вовлеченности сотрудников. Выявить степень удовлетворенности трудовой деятельностью можно, в частности, благодаря проведению анонимного опроса. Согласно исследованию института Gallup, в среднем 19% сотрудников компании действительно вовлечены в ее деятельность, 63% не вовлечены, а еще 19% саботируют рабочий процесс. Михаил Тихомиров считает, что именно общность ценностей должна быть критерием подбора специалистов в проект.
Виктория Шиманская представила доклад «Индивидуальная траектория развития». Эксперт отметила: несмотря на то, что человечество обладало эмоциональным интеллектом на протяжении всей истории своего существования, с ростом скорости коммуникации стали особенно актуальны проблемы поиска индивидуальной траектории развития и адаптации человека. Виктория Шиманская также перечислила основные роли, которые сотрудник может выполнять в проекте (наиболее подходящая роль определяется индивидуальными особенностями личности): аналитик, лидер, креатор, digital-эксперт, продюсер, визионер, координатор. Спикер рассказала о своих успешных примерах построения образовательных траекторий для студентов МГИМО, Финансового университета при Правительстве РФ, учащихся Московского центра качества образования.
Ирина Святицкая убеждена, что внедрение технологий искусственного интеллекта способно существенно изменить структуру рынка труда. Эксперт рассказала, что раньше одна профессия принадлежала нескольким поколениям семьи, затем одна профессия сопровождала человека всю его жизнь, а сейчас, согласно ряду исследований, один человек может сменить в течение жизни до семи профессий.
Эксперт также описала кейс hh.ru: компания задалась вопросом о необходимости в наши дни соискателей таких вакансий, как оператор call-центра, бухгалтер, специалист по кадровому производству. Оказалось, что спрос на данных специалистов по-прежнему высок, хотя профессионалы в таких сферах, как искусственный интеллект, большие данные, машинное обучение, востребованы гораздо больше. Ирина Святицкая выявила профессиональные сферы, представители которые в наибольшей мере рискуют: уже совсем скоро все больше специалистов таких отраслей могут быть заменены искусственным интеллектом. Этими областями являются банковское дело, финансы, страхование, немного отстает от них образование, а замыкают список транспортно-логистическая сфера, производственная деятельность, информационные технологии и администрирование.
Эксперт отмечает, что с 2014 года доля вакансий для руководителей и линейного менеджмента в России сократилась на 26%. Как считает Ирина Святицкая, в перспективе 10-15 лет будет происходить массовое сокращение позиций персонала среднего звена и работников, способных выполнять только простые операции. Наиболее востребованными компетенциями станут знание методов аналитики и психоаналитики, программирование, а также знания в области маркетинга. Также соискателю 2030-х годов необходимы будут умение критически мыслить, навыки работы в команде, адаптивность (способность к работе в условиях неопределенности), самостоятельность в принятии решений и др. «Чем быстрее мы будем адаптироваться, отслеживать тренды в профессиональной деятельности, тем мы будем успешнее», ‒ заключила Ирина Святицкая.
Текст: Аврора Яровикова.