14 декабря в Национальном исследовательском институте мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН прошел круглый стол «Путь по обеспечению “Цифрового перехода”: Азиатский путь». В мероприятии приняли участие эксперты из Японии, Китая, Индии и России. Круглый стол посетила старший научный сотрудник Национального центра цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова – Татьяна Ксеневич.
Круглый стол ставил своей целью обзор трендов и ключевых подходов ведущих азиатских стран в цифровой сфере. Гостями дискуссии стали представители научных, экспертных и аналитических структур, а также федеральных органов власти и институтов развития.
Модератором встречи стал Игорь Паунович – старший экономист, Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD).
Первым с докладом выступил профессор Иван Целищев, Университет Менеджмента в Ниигата (Япония). Эксперт, связавшись с аудиторией посредством конференц-связи, рассказал о том, что люди в азиатских странах мало волнуются по поводу того, что в будущем их ожидает безработица: уже сейчас в некоторых регионах наблюдается недостаток рабочей силы. Например, в Японии есть поколение долгожителей. Продолжительность жизни тех, кому сейчас 20 лет, скорее всего, будет более 100 лет. Япония и некоторые другие страны сталкиваются с финансовым и социальным давлением, потому что люди, которым на сегодняшний день 30-40 лет, работают на общество, в котором будут превалировать пожилые люди. Не случайно 94% роботов, которые работают в домах престарелых, находятся именно в Азии.
Профессор отметил, что работа с искусственным интеллектом и роботами касается скорее ведущих японских компаний. Интернетом вещей (IoT) также занимается узкий сегмент рынка. Иван Целищев также рассказал, на какие вещи азиатским странам следует обратить внимание при осуществлении цифрового перехода. Во-первых, робототехника оказывает большое давление на заработную плату специалистов. У многих людей изменится «содержание» работы – потребуется система переквалификации. Данная проблема не решается «в пределах дома», а требует нововведений на высоком уровне. «Осторожно с роботами: они могут вызвать перепроизводство вещей», – процитировал вице-президента Индонезии спикер, обозначив еще одну потенциальную проблему цифрового перехода. Азия также «должна изменить парадигму в области инноваций», необходима перестройка – с максимизации на оптимизацию, считает эксперт.
Профессор поделился своим мнением о масштабной японской программе в сфере цифровизации «Общество 5.0». «Цифровые инновации для решения социальных проблем – это великолепный способ решения проблем. Эта концепция японского правительства вряд ли теоретически обоснована, это больше политика. Но идея очень важная», – заметил эксперт.
Норицугу Уэмура, Старший генеральный менеджер Департамента правительственных и внешних связей, Mitsubishi Electric Corporation (Япония) подробнее рассказал о японской программе «Общество 5.0», одобренной правительством страны в январе 2016 года и направленной на «цифровизацию экономического роста». Программа предполагает производство новых ценностей путем синтеза киберпространства и физического мира (Cyber and physical space, или CPS). Подобное слияние, в том числе возможное при помощи VR и AR девайсов, станет драйвером для развития инноваций и быстрой эволюции ИКТ. «Общество 5.0» – новое видение японского будущего, креативного общества под названием Super Smart Society, способного создавать новые ценности для решения социальных задач и экономического роста. Согласно программе, экономический прогресс – баланс экономического продвижения и решения социальных проблем. «Общество 5.0» характеризуют следующие определения: решение проблем и создание ценностей, разнообразие, децентрализация, устойчивость и гармония с природой.
Сбор физических данных в реальном мире посредством сенсоров и устройств (в том числе Интернета вещей, или IoT) пополняет массив больших данных в киберпространстве. Здесь же они анализируются при помощи искусственного интеллекта и др. Затем обработанные данные поступают в физическое окружение в виде целевых указаний, используемых машинами и роботами («фидбек реальному миру в виде ценной информации»). Таким образом, CPS используется для обработки всех данных. Кибербезопасность, по словам спикера, наряду с искусственным интеллектом и большими данными, выступает одной из фундаментальных наук. «Без кибербезопасности не будет цифровой экономики. В связи с этим государство выдало предприятиям стандарты, которым надо следовать. [...] Инновационную экосистему нужно создать: стартапы, университеты, компании – три составляющих высокотехнологичного общества», – сообщил Норицугу Уэмура. Эксперт также заметил, что Япония уделяет внимание и облачным вычислениям (с постоянным внедрением искусственного интеллекта в оборудование).
Mitsubishi Electric, по словам спикера, – лидирующая компания в сфере содействия программе «Общество 5.0». Вклад Mitsubishi Electric, для которой поддержка цифрового перехода является одной из целей устойчивого развития, проявляется в создании решений для различных сегментов рынка. Пример – автономная система движения со спутниковым отслеживанием, которая осуществляет точные перемещения автомобилей даже при занесенном снегом покрытии, обеспечивает точное картографирование, имеет систему усиления сигнала, может включать дополненную реальность и пр. Mitsubishi Electric использует данную систему и в сельском хозяйстве – таким образом, тракторы могут автономно обрабатывать земли. Норицугу Уэмура также привел пример сотрудничества японской компании с «РЖД»: на вагоноремонтном заводе в Магнитогорске были автоматизированы производственные процессы с целью значительного увеличения производительности.
Накуль Саксена, директор iSPIRT Foundation (Индия), рассказал, что в Индии во главе процесса цифровизации стоит правительство: развитие цифровой экономики основано на платформах, принадлежащих государству. «Цифровые инновации погрузили 1,28 млрд жителей Индии в цифровую экономику. Уроки этого пути релевантны глобальным решениям нового мира, где данные – это новая нефть», – говорится в презентации спикера.
Накуль Саксена поделился опытом индийского правительства по внедрению цифровой архитектуры (электронные биометрические паспорта, электронные подписи, цифровые кошельки, электронные сейфы, с которыми на данный момент работают 44 банка, и др.). Достаточно иметь смартфон, что пользоваться вышеперечисленными сервисами. Индийское правительство, по словам спикера, активно работает и над защитой права на приватную информацию своих граждан.
Юэ Хунфэй, региональный консультант ЮНИДО (Китай), рассказал, что цифровая экономика играет ключевую роль в создании новой экономики в Китае. «Учитывая быстрое развитие экономики, мы достигли этого благодаря гражданам», – делится спикер. По его словам, изначально китайская экономика основана на «старых профессиях». Однако если раньше было много низкозатратных кадров, то сейчас их не хватает и страна утрачивает преимущество, состоящее в дешевой рабочей силе. Соответственно, необходимо перейти на другой режим хозяйствования, чтобы справиться со стремительным ростом экономики. При этом нельзя оставлять без внимания насущные экологические проблемы, замечает эксперт. Технологии, которые разрабатываются, должны быть экономичными – так можно сделать экономику устойчивой. «Мы [также] стремимся создать человека инициативного, коммуникабельного, предприимчивого, социального, что осуществляется при поддержке государства», – добавляет Юэ Хунфэй.
По его словам, Интернет становится неотъемлемой частью цифровой экономики Китая. Необходимо, чтобы Интернет помогал традиционным отраслям экономики. Многие компании помогают быстрому развертыванию Интернета – даже в отдаленных местностях. «Мы хотим создать экосистему, которая будет способствовать инновациям. [...] В 2020 году некоторые задачи уже будут достигнуты. [...] Мы готовы сотрудничать с G20, предлагаем международные инициативы – все они связаны с Интернетом», – добавляет Юэ Хунфэй.
Эксперт отметил, что правительство Китая «стремится сократить расходы граждан на цифровую экономику», и в доказательство привел закон об электронной торговле, за счет которого обогащаются и соседние регионы. Маркетинг, электронные платежи, онлайн-торговля, трансграничная торговля, безопасность данных – вот некоторые направления цифрового перехода в Китае.
«Ключевые вызовы, с которыми сталкивается китайское правительство при создании интеллектуальной экономики, – в том, что цифровая экономика не может прокормить граждан сама по себе. Пока традиционная экономика превалирует. Нужно выработать новую форму монополизации в рамках традиционной системы хозяйствования. Правила уже установлены. Нужно вырабатывать конкретные меры хозяйствования. Мы стоим на пороге новых прорывных технологий», – сообщает спикер. Снижение уровня бедности, повышение уровня образования (в том числе распространение ИКТ) – задачи цифровой экономики. В Китае создаются институты по управлению цифровой экономикой. Однако стоит отметить, что не всегда исследования успевают за стремительной скоростью развития технологий.
Иван Данилин, Заведующий Отделом науки и инноваций, ИМЭМО РАН (Россия), рассказал о ситуации в России, где «цифровая экономика в ВВП не играет такой важной роли, как, например, в США и Китае». Специалист связал данный факт со структурой экономики, экстенсивной системой хозяйствования. Иван Данилин отметил развитую цифровую составляющую российской банковской системы, приведя в качестве примера «Сбербанка». Среди корпораций, переходящих на цифровые рельсы, эксперт также упомянул «РосАтом» и «Ростелеком».
Характерной чертой развития цифровой экономики Иван Данилин назвал ее финансирование, которое осуществляется в основном за счет федеральных средств. Специалист отметил, что успех цифровизации в России будет зависеть от следующих параметров: количество средств, которые российский бюджет готов выделить на цифровую трансформацию («Цифровую экономику можно использовать, чтобы повысить производительность труда, но нужны колоссальные инвестиции»); либерализация законодательства в цифровой сфере; деятельность институтов.