5 декабря 2018 года Лариса Лапидус, заместитель директора по научно-образовательной деятельности Национального центра цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова, выступила на пленарном заседании Международной научно-практической конференции «Цифровая трансформация в экономике транспортного комплекса».
В своем докладе на тему «Цифровые стратегии и отраслевые особенности цифровизации на транспорте» Лариса Лапидус дала ответы на следующие вопросы:
– С какими вызовами цифровизации сталкиваются практики на транспорте?
– Почему сегодня всем компаниям требуется цифровая стратегия?
– Какие ключевые особенности цифровизации будут определять будущее транспортного комплекса?
Спикер отметила, что в настоящее время ОАО «РЖД» является одним из лидеров цифровой трансформации, что подтверждается следующими параметрами:
– Наличие цифровой стратегии (концепция «Цифровая железная дорога»);
– Зрелость цифровой стратегии (проект «Цифровая железная дорога» был разработан в 2016 году – до появления программы «Цифровая экономика РФ» – и утвержден в декабре 2017 года);
– Четкое понимание целей цифровой трансформации;
– Грамотная и последовательная реализация цифровой стратегии («РЖД» целенаправленно реализует и актуализирует цифровую стратегию по мере появления новых существенных переменных, от которых зависит успешность трансформации. В числе ключевых технологий цифровой стратегии были выбраны: интеллектуальные системы, интернет вещей, мобильные технологии. В 2018 году в этот перечень была добавлена технология блокчейн.).
Лариса Владимировна остановилась на основных трендах, которые в ближайшие годы будут определять траекторию цифровой трансформации на транспорте:
– Рост шеринговой экономики и ее влияние на поведение пассажиров и грузоотправителей. Для пассажиров: массовый переход на модель рационального потребления, в том числе касательно транспортных средств, что оказывает существенное влияние на автопроизводителей. Один из трендов – рост популярности шеринговых транспортных сервисов: каршеринга (когда люди отказываются от владения собственным движимым имуществом), райдшеринга, или карпулинга (когда люди объединяются для совместной оплаты за проезд). Для грузоотправителей: развитие шеринговых сервисов в сегменте грузоперевозок. Так, Daimler основал каршеринговый сервис car2go. Это совершенно новый тренд. С другой стороны, шеринг позволит транспортным компаниям осуществлять поиск новых путей для повышения коэффициента использования недоиспользованных активов. И это новое перспективное направление.
– Рост мобильной экономики и влияние мобильных технологий на поведение пассажиров, формирование новых потребительских ожиданий, которые сложно удовлетворить в силу отраслевых особенностей. Например, уровень CSI на общественном транспорте равен 60%, а в банковской сфере для обеспечения конкурентоспособности нужно удерживать CSI на уровне от 85%. С одной стороны, мобильные технологии и таргетирование на основе больших данных открывают новые возможности для транспортного бизнеса, с другой, требуют внедрения новых подходов к работе.
– Проникновение цифровых технологий, являющихся драйвером повышения конкурентоспособности. Например, если мы обратимся к прогнозным данным о потреблении роботизированных решений, то увидим, что логистические системы занимают первую позицию. Это означает, что те компании, которые откажутся рассматривать данную технологию в качестве перспективной для внедрения, потерпят поражение в конкурентной борьбе.
– Бесшовная транспортная система как облик транспортной отрасли будущего. Инновационный подход к выстраиванию бесшовной транспортной инфраструктуры – новая интересная научная тема. Если обратиться к ключевым направлениям мирового воздушного транспорта, то мы увидим среди них создание стратегических альянсов (совместное использование пространства воздушных судов и строительство аэропортов по концепции «Аэропорт – город»).