10 июля 2019 года в «Точке кипения» АСИ (Москва) прошло расширенное заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства в целях обеспечения реализации ДК НТИ «Нейронет» и Технического комитета по стандартизации, создаваемого на базе РВК, «Искусственный интеллект». В мероприятии приняла участие старший научный сотрудник Национального центра цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова Татьяна Ксеневич.
Встреча была посвящена выявлению и преодолению нормативных барьеров в области применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) для решения актуальных медицинских задач. Докладчики рассказали об имеющихся собственных продуктах и ИИ-разработках для здравоохранения, проблемах правового и технического регулирования в данной сфере (включая определение области и порядка применения технологий ИИ в медицине, а также вопросы оценки соответствия разрабатываемых технологий требованиям по безопасности, качеству и функциональности), предложениях по совершенствованию нормативной правовой и нормативно-технической баз, которые позволят повысить эффективность внедрения создаваемых решений в клиническую практику.
Руководитель рабочей группы по совершенствованию законодательства в целях обеспечения реализации ДК НТИ «Нейронет» Владимир Конышев рассказал, что одна из целей расширенного заседания – дополнение вышеупомянутой дорожной карты аспектами использования методов искусственного интеллекта. Направления деятельности «Нейронета» таковы: «Нейромедтехника», «Нейрофарма», «Нейрообразование», «Нейрокоммуникации и маркетинг», «Нейроразвлечения и спорт» и «Нейроассистенты».
«Сейчас рабочая группа “Нейронет” по законодательству занимается активным продвижением внедрения методов искусственного интеллекта в эти направления», – сообщил Владимир Конышев.
Будущий председатель Технического комитета по стандартизации «Искусственный интеллект» Сергей Гарбук сообщил, почему требуется обратить внимание на нормативное регулирование здравоохранения:
«Областью, где, на наш взгляд, разработка нормативных документов наиболее необходима и очевидна сейчас, является медицина. Технологическая готовность очень высока <…>, но, учитывая особую ответственность, характерную для работы доктора, применение технологий должно сопровождаться подтверждением их качества, снятием возможных рисков».
По словам спикера, это достигается благодаря разработке эффективной нормативной базы. Эксперт назвал три категории стандартов ИИ в сфере здравоохранения, подчеркнув, что этот «список должен развиваться»:
1) Стандарты, обеспечивающие доверие к медицинским системам ИИ (требования к процессу обработки данных – Transparency, Explainability, Robustness, Fairness, Bias и др.; требования к результатам обработки – измерение функциональных способностей систем ИИ при решении прикладных задач);
2) Стандарты, упрощающие работу с большими медицинскими данными;
3) Терминологические и иные основополагающие стандарты.
«На этой площадке мы сегодня постарались собрать представительное сообщество заинтересованных участников этого процесса – это прежде всего разработчики, потребители систем искусственного интеллекта и регуляторы. Нам бы хотелось, чтобы наш семинар закончился принятием некоего решения [в области применения ИИ в здравоохранении]», – отметил эксперт.
Сергей Гарбук представил проект данного решения, над которым в течение семинара могли подумать участники, а после чего выступить с предложениями. Проект подразумевает урегулирование следующих вопросов:
1) О необходимости стандартизации медицинских технологий ИИ;
2) О необходимости согласованной разработки нормативно-технических документов и нормативной правовой базы:
– ДК по нормативному регулированию «Нейронет» (РГ «Нейронет»);
– Национальная стратегия и ДК развития ИИ в Российской Федерации (ПАО «Сбербанк»);
– Стратегия нормативного регулирования ИИ в Российской Федерации (ЦК по нормативному регулированию цифровой экономики, «Сколково»);
3) О формировании предложений в Программу национальной стандартизации и выборе пилотных проектов по стандартизации медицинских технологий ИИ;
4) О необходимости проведения совместных работ Технического комитета 468 «Информатизация здоровья» и создаваемого Технического комитета «Искусственный интеллект».
Директор Института цифровой медицины Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, председатель Технического комитета 468 по стандартизации «Информатизация здоровья» Георгий Лебедев рассказал, что российские специалисты в области цифровизации здравоохранения действуют согласно мировым трендам.
«Основополагающий документ [в сфере цифровизации здравоохранения], который в мире сейчас существует, – это решение 71 сессии ВОЗ, которая состоялась в прошлом году и на которой было принято решение о создании системы цифрового здравоохранения», – отметил Георгий Лебедев.
Цифровое здравоохранение, или цифровая медицина, согласно Всемирной организации здравоохранения, базируется на трех основных принципах: электронном здравоохранении, мобильном здравоохранении и методах обработки больших данных, к которым относится ИИ.
На переход от электронного здравоохранения к цифровому направлен федеральный проект Министерства здравоохранения РФ «Создание единого цифрового контура на основе ЕГИСЗ». Цифровое здравоохранение понимается как совокупность электронного здравоохранения, в которое входит телемедицина и электронный документооборот, и математических методов обработки медицинских данных.
В России законодательно создано электронное здравоохранение: легализованы электронный документооборот и телемедицина, отметил Георгий Лебедев. Следующая задача, которую следует решить, – законодательное обеспечение применения математических методов обработки больших данных. Шаги по развитию систем поддержки принятия врачебных решений, внедрению методов искусственного интеллекта в здравоохранении определяют цифровизацию отрасли.
«В первую очередь мы должны сделать определенные поправки в законодательную базу, которая касается применения методов искусственного интеллекта. Нам представляется, что это очень похоже [на то], как мы работали с телемедициной, как работали с электронным документооборотом. Те поправки к закону “Об основах охраны здоровья”, которые были приняты и касались дистанционного общения врача и пациента, такой же должен быть подход к методам и системам искусственного интеллекта, которые применяются в Российской Федерации», – сообщил эксперт.
По словам Георгия Лебедева, должны быть разработаны проект правительственного постановления, которое определяет появление методов и систем искусственного интеллекта в практическом здравоохранении, и приказ Министерства здравоохранения, который устанавливает порядок применения данных систем. Следующий уровень, считает спикер, – Программа национальной стандартизации, определяющая использование методов искусственного интеллекта.
«Мы в Программу стандартизации на этот год заложили уже один стандарт, который называется “Интеллектуальные системы здравоохранения. Общие требования”. Мы хотим в рамках этого стандарта как раз предложить определения (что отнести к системам искусственного интеллекта, какие основные понятия) и определить перечень направлений здравоохранения, в которых оправдано применение систем искусственного интеллекта. Может быть, попытаемся дать классификацию математических методов, методов искусственного интеллекта, которые в этой области могут применяться», – поделился планами Георгий Лебедев.
«Вся совокупность различных методов, средств хранения данных, предоставления и обработки знаний, поддержки принятия решений нуждается в нормальном нормативном обеспечении. Появляются хорошие документы: разработан документ о порядке испытаний изделий искусственного интеллекта, которые будут применяться в медицине. Наша задача сейчас – подготовить набор тех основных понятий, предложений и позиций, который позволит быстро, точно и грамотно выводить на рынок те решения искусственного интеллекта, которые будут разрабатываться», – заявил спикер.
Затем он рассказал о модели взаимодействия между различными организациями, которая, по мнению спикера, способна успешно реализовывать проекты, направленные на применение искусственного интеллекта для решения медицинских задач:
«Нам представляется, что есть модель, которая на сегодняшний день, на мой взгляд, будет действовать эффективно. Она связана с тем, что в Министерстве здравоохранения есть департамент цифровизации, который определяет стратегию развития цифрового здравоохранения. Создан Центр компетенций на базе Института организации и автоматизации здравоохранения, его задача как раз проводить тоже координацию этих работ. Дальше у нас есть Институт цифровой медицины, который создан в Сеченовском университете и который мы сейчас позиционируем как рабочий орган Центра компетенций для проведения клинических испытаний, апробации тех медицинских изделий, информационных систем, систем искусственного интеллекта, которые будут применяться в этой области. <…> Дальше есть у нас Технический комитет 468, который является зеркальным представителем комитета ISO/TC 215 Health informatics. Этот Технический комитет [468] вплотную взаимодействует с новым Техническим комитетом в области искусственного интеллекта. Вопросы, которые связаны с методами искусственного интеллекта, мы будем совместно решать и заниматься вопросами стандартизации».
Презентации докладчиков:
1) Алексей Ремез, генеральный директор ООО «ЮНИМ», – Особенности практики использования ИИ в диагностике;
2) Артем Сафин, директор ООО «ФтизисБиоМед», – Искусственный медицинский интеллект ФтизисБиоМед. Анализ флюорограмм;
3) Сергей Морозов, директор НПКЦ диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, – Критерии оценки клинической точности и применимости алгоритмов на основе компьютерного зрения;
4) Дмитрий Горкуша, менеджер по нормативному регулированию ООО «ФИЛИПС», Сергей Лаванов, руководитель направления медицинской информатики, – Нормативное регулирование ИИ в здравоохранении. Взгляд вендора;
5) Алексей Слинин, руководитель проекта АНО «Третье мнение», – Искусственный интеллект как ассистент врача;
6) Дмитрий Жиганов, руководитель проектов лаборатории цифровых технологий Центра НТИ на базе МФТИ по направлению «Искусственный интеллект», – Искусственный интеллект в медицинских информационных системах: достижимые результаты на ближайшую перспективу;
7) Борис Зингерман, генеральный директор Ассоциации разработчиков и пользователей искусственного интеллекта в медицине «Национальная база медицинских знаний» (НБМЗ), – Инициатива по определению медицинского программного обеспечения как отдельного объекта регулирования в законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (ФЗ№323).
Позднее новость будет дополнена резолюцией по итогам заседания.
На фото: Сергей Гарбук и Татьяна Ксеневич.