22 октября в рамках форума «Открытые инновации» на cтенде Российской венчурной компании (РВК) состоялась партнерская сессия «Большие данные для развития», организованная Центром компетенций НТИ по большим данным (структурным подразделением Национального центра цифровой экономики МГУ) совместно с РВК и Всемирным банком. Модератором дискуссии выступила руководитель Центров Татьяна Ершова. Спикерами сессии стали Прасанна Лал Дас (ведущий эксперт по торговле и конкуренции, Всемирный банк), Александр Малахов (начальник управления, Аналитический центр при Правительстве РФ), Алексей Нейман (исполнительный директор, Ассоциация больших данных), Василий Пушкин (директор Департамента управления делами, Минэкономразвития России), Александр Смоленский (директор по развитию бизнеса, компания «Цифра»).
Как отметила Татьяна Ершова, партнерская сессия «Большие данные для развития» объединила представителей государства, бизнеса, научного сообщества, гражданского общества и международных организаций.
В начале встречи Татьяна Ершова озвучила вопросы участникам дискуссии, задавшие тон обсуждению: «Есть ли в России на сегодня национальная политика или стратегия работы с данными? Можно ли таковой считать Национальную стратегию развития искусственного интеллекта в РФ до 2030 года, которая была совсем недавно, 10 октября, утверждена Президентом?».
Первым ответил Александр Малахов: «На мой взгляд, нет такого всеобъемлющего, всеохватывающего документа на сегодняшний день. Стратегия развития искусственного интеллекта лишь ставит задачу. Никакие технологии невозможны без самих данных. В Стратегии эти вопросы просто обозначаются, там нет конкретных мероприятий по ее реализации. Более конкретным документом является Национальная система управления данными, но мы на текущий момент ограничиваемся только срезом государственных данных, поэтому я не могу говорить, что есть какая-то всеобъемлющая стратегия регулирования данных вообще для всего государства, которая бы охватывала в полной мере данные граждан и бизнеса. В частности, это обосновано тем, что сам бизнес с осторожностью относится к государственным инициативам. Поэтому было принято решение сначала разобраться с регулированием государственных данных, затем перейти к бизнесу».
Алексей Нейман согласился с Александром Малаховым в части отсутствия на текущий момент единой национальной стратегии в области больших данных. «То, что сейчас делается в рамках федерального проекта по искусственному интеллекту, скорее станет следующим шагом, нежели именно стратегией в области управления данными», – считает спикер.
«Может быть, стратегии работы с данными и нет, но тем не менее политика по работе с данными в России есть. С 2012 года активно реализуется история с открытыми данными. К сожалению, эта история в небольшой степени была смешана с открытостью в целом, хотя она гораздо шире. <....> Серьезный вызов на сегодняшний момент – это работа с данными информационных систем, которые не являются открытыми: их связь между собой и интеграция на уровне данных, <...> создание инструментария доступа к данным таких информационных систем», – рассказал Василий Пушкин.
Прасанна Лал Дас рассказал, что в настоящее время Всемирный банк проводит глобальное исследование в области политики данных, в том числе и в российском контексте. Разработанная экспертами Всемирного банка методология состоит из трех блоков, описывающих данные как инфраструктуру, проблему доверия к данным, а также пути получения ценности от данных. В рамках исследования были сделаны некоторые предварительные выводы, согласно которым инфраструктура данных активно развивается в России, хотя работа в области кибербезопасности нацелена прежде всего на крупный бизнес и государственный сектор. Также эксперт отметил недостаточное вовлечение региональных органов власти в политику в сфере работы с данными. Прасанна Лал Дас поставил вопрос о целесообразности обновления российского законодательства в сфере защиты персональных данных и их локализации.
Александр Смоленский прокомментировал ситуацию, сложившуюся сегодня с промышленными данными: «Проблема в том, что эти данные очень слабодоступны, <...> их практически невозможно вывести за периметр». Эксперт отметил, что зачастую сами промышленные предприятия очень консервативны и не хотят расставаться с данными даже в том случае, когда эти данные сложно атрибутировать к конкретным промышленным установкам. Александр Смоленский считает, что на сегодняшний момент полноценной стратегии работы с данными нет, но ее создание не является наиболее критической задачей. Однако, по мнению эксперта, для развития инноватики данных сильно не хватает.
Алексей Нейман обозначил несколько ключевых направлений работы с данными, которая ведется в настоящее время. Это повышение их доступности (как считает эксперт, необходимо открывать для экономики все данные, если они не являются стратегически важными, защищенными, или так называемыми sensitive data), R&D инновации (спикер отметил, что несмотря на существование множества стартапов, идей, готовности разрабатывать новые продукты, существует проблема доступа к данным, финансированию, а также трудности в сфере патентования). Эксперт разделил функционирующие на российском рынке компании на три кластера: лидеры рынка, которые научились работать с данными, самые перспективные отрасли (торговля, недвижимость, добыча полезных ископаемых) и те, что требуют поддержки со стороны государства (сельское хозяйство, стратегические производства). Двумя последними направлениями работы с данными из перечисленных является усиление кадрового потенциала и развитие инфраструктуры. Алексей Нейман отметил: «Первоочередной задачей является вовлечение данных в хозяйственную деятельность. Все остальные факторы являются сопутствующими для достижения этой главной цели».
«Данные должны быть доступными, при этом уровень доступности должен варьироваться. <...> Работа с данными – элемент общественного договора. Компании должны созреть, для того чтобы делиться данными. Делиться с данными – некий новый уровень конкурентоспособности, который позволяет усиливать связи и взаимодействие друг с другом», – прокомментировал Василий Пушкин.
Прасанна Лал Дас отметил, что для построения экономики данных нужно понимать, что она прежде всего строится на данных как таковых. Эксперт обратил внимание аудитории на то, что в настоящее время около 80% данных контролируется компаниями из США и Китая. Прасанна Лал Дас выразил мнение, согласно которому в России необходимо создавать определенную среду, в которой бизнес-сектор активно вовлечен в разработку стратегии и политики в области данных.
Александр Смоленский сформулировал практическую задачу в сфере регулирования данных: она заключается в том, чтобы внести дополнения к федеральным законам и добиться от правительства «песочниц», где можно спокойно «играться» с данными.
Алексей Нейман выразил мнение, согласно которому весь крупный бизнес, который строится на данных, управляет данными зачастую более эффективно, чем государство, и пользуется большим доверием у граждан. Поэтому для государства очень важно развивать технологии и одновременно законодательство для сохранения конкурентоспособности на рынке работы с данными.
«Однозначно необходимо переводить работу с данными из "серой" зоны в "белую". Для того чтобы делиться данными, их нужно определить в законодательном поле. Нужно, чтобы они стали активом», – считает Александр Малахов.
Далее Татьяна Ершова задала вопрос о возможных эффектах реализации политики по работе с данными в России. Александр Малахов выразил следующее мнение: «Все те эффекты, которые мы получаем за счет раскрытия данных, являются не прямыми, а отложенными». Эксперт уверен, что раскрытие некоторых сведений в полной мере возможно оценить прежде всего в связи с решением тех или иных практических кейсов.
Василий Пушкин перечислил следующие эффекты реализации политики по работе с данными: увеличение скорости работы с данными, увеличение скорости принятия решений, повышение прозрачности принятия решений (в то же время с развитием искусственного интеллекта простому человеку все меньше будет понятно, каким именно образом алгоритм принял определенное решение), рост темпов создания новых сервисов, упрощающих жизнь человеку. В то же время эксперт сообщил о вызовах, с которыми сталкивается общество по мере все более широкого внедрения инструментов работы с данными во все сферы общественной жизни. Таковыми вызовами, по мнению спикера, являются необходимость обеспечения безопасности, а также сохранения у людей умения думать и принимать осмысленные решения.
Алексей Нейман прогнозирует появление инновационных продуктов, улучшающих жизнь населения, повышение продолжительности жизни за счет развития медицины, поддержание стабильности и безопасности в обществе, а также возможность выхода России на мировой рынок высокотехнологичных продуктов. Еще одним трендом будущего, описанным Алексеем Нейманом, стала так называемая «массовая персонализация услуг».
Прасанна Лал Дас отметил, что повсеместное введение технологий обработки данных может повлечь за собой неожиданные последствия, поэтому необходимо развивать таланты специалистов, которые могли бы справиться с новыми вызовами.
Александр Смоленский отметил позитивные моменты и перспективы кооперации государства, бизнеса и граждан в сфере применения данных, однако отметил, что доступность всех существующих на рынке сведений может существенно повлиять на механизмы образования конкуренции.
Татьяна Ершова поблагодарила участников дискуссии и пригласила их на II Всероссийский форум с международным участием «Цифровизация – 2019», где ведущие эксперты, представляющие власть, науку, бизнес и гражданское общество, обсудят тренды и ориентиры цифрового развития в России и мире.