Сергей Тростьянский, заместитель директора Центра компетенций НТИ по технологиям хранения и анализа больших данных (на базе Национального центра цифровой экономики МГУ), стал спикером проекта «Блоги РБК», рассказав о национальном проекте «Наука» и коммерциализации университетских разработок.
По словам Сергея Тростьянского, коммерциализация полезна вузу, так как это:
– дополнительный источник финансирования;
– возможность укрепить связи с индустриальными партнерами и получить от них обратную связь;
– возможность актуализировать и приблизить к практике образовательные программы;
– хорошо для имиджа.
«Для бизнеса вузовские разработки – это чаще всего научные разработки, которые в том числе поддерживает финансово государство. Участники рынка могут использовать эти разработки, внедрить их – это выгодно, позволяет снизить издержки», – обратил внимание спикер.
Кооперация вузов и предприятий всячески поощряется и поддерживается государством, о чем, например, свидетельствует постановление Правительства России № 218. В нацпроекте «Наука» также выделен отдельный федеральный проект «Развитие научной и научно-производственной кооперации». Однако не все знают о существовании инструментов поддержки и умеют ими пользоваться, отметил Сергей Тростьянский.
По его словам, в основе коммерциализации вузовских разработок лежат три компонента:
– имеющийся научный задел вуза (прошлые разработки, профессорско-преподавательский состав);
– работа со студентами и аспирантами, которые должны знать о карьерных возможностях и текущих проектах вуза и вовлекаться в них;
– привлечение людей с опытом реализации коммерческих проектов. «Не обязательно привлекать сразу штат сотрудников, достаточно хотя бы одного энтузиаста, который заинтересован в том, чтобы внутри вуза развивать внедрение прикладных разработок и работу с индустриальными партнерами», – добавил спикер.
По его мнению, вузу нет смысла сразу подаваться на всевозможные конкурсные процедуры при отсутствии опыта: как минимум это сложно из-за квалификационных критериев большинства конкурсов. Но есть другие способы начать делать что-то практическое с нуля. Так, многие хакатоны предлагают не только значительные денежные призы, но и возможность доработать и внедрить решение. Например, команда Центра компетенций НТИ по большим данным на базе МГУ победила в конкурсе (хакатоне) на соискание премий мэра Москвы «Лидеры цифровой трансформации». Другой вариант – участие в акселераторах, которые за последние несколько лет проводили и продолжают проводить многие крупные компании. «Возможность внедрить прикладное решение, на самом деле, дорогого стоит», – поделился Сергей Тростьянский.
Нацпроект «Наука» включает в себя то, что можно назвать «новыми инструментами финансирования науки»: центры НТИ, НЦМУ (научные центры мирового уровня), инжиниринговые центры и НОЦ. Смысл создания этих центров заключается не только в концентрации финансирования. С каждым из таких центров можно работать как с единым целым, а не с группой небольших коллективов. Государство может привлекать другие организации для экспертной поддержки центров по коммерциализации, продвижению результатов в СМИ и другим направлениям. «Государство не может заставить вуз заниматься коммерциализацией… Но государство может помочь в том случае, если вуз уже начал что-то делать по направлению к коммерциализации», – считает Сергей Тростьянский.
При этом он уверен: если ничего не делать, то ни один инструмент государственной поддержки не поможет, так что без упорства результата не будет.
Инициаторами спецпроекта РБК выступили Минобрнауки России и АНО «Национальные приоритеты».