НЦЦЭ МГУ принял участие в круглом столе Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока

НЦЦЭ МГУ принял участие в круглом столе Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока

18 марта 2019 года Национальный центр цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова в интерактивном режиме принял участие в круглом столе на тему «Нормативное и правовое регулирование цифровизации в российских регионах». Организатором мероприятия выступил Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

В Государственной Думе от лица НЦЦЭ МГУ выступила заместитель директора по научно-образовательной деятельности Лариса Лапидус. Остальная часть коллектива следила за ходом мероприятия удаленно – с собственной площадки в Ломоносовском корпусе МГУ. В ходе мероприятия обсуждались актуальные вопросы, связанные с перспективами цифровой трансформации, повышением уровня жизни в регионах, большое внимание также было уделено проблеме цифрового неравенства.

Лариса Лапидус на круглом столе в Государственной Думе. НЦЦЭ МГУ

Модератор заседания, председатель Комитета Государственный Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов, рассказал присутствующим о цели мероприятия и о вопросах, выдвинутых на обсуждение. По словам спикера, общая аудитория круглого стола составила 400 человек. Среди участников присутствовали законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти более 40 субъектов Российской Федерации. На мероприятие также были приглашены представители профильных федеральных органов исполнительной власти, Счетной палаты Российской Федерации, АО «Ростелеком», ПАО «Сбербанк», АНО «Цифровая экономика», ГК «Росатом» и др.

«Сегодня только ленивый не говорит о цифровизации. Если обратиться к трудам ученых, то они характеризуют данный этап развития как “эпоху цифровой лихорадки”, – рассказал Николай Харитонов. – Мы глубоко убеждены, что принятие в 2017 году Первой редакции программы “Цифровая экономика” ознаменовало качественно новый этап развития – этап системной трансформации».

Спикер также обратил внимание слушателей на необходимость стимулирования опережающего развития приоритетных территорий, в числе которых были названы Дальний Восток, Арктика, Северный Кавказ, Калининградская область и республика Крым.

Далее слово было предоставлено руководителю фракции КПРФ Государственной Думы Геннадию Зюганову, который в своем выступлении уделил внимание перспективам развития Крыма. По словам спикера, автономная республика сейчас представляет собой «большую, огромную стройку, где идут серьезные преобразования».

По мнению Геннадия Зюганова, главная стратегическая задача, стоящая перед страной, была сформулирована Президентом в его Послании в 2018 году: Россия должна войти в пятерку ведущих государств мира. По словам Геннадия Зюганова, для этого необходимо увеличивать темпы экономического роста.

Политик также уделил внимание проблемам бедности и снижения численности населения, одним из возможных решений которых Геннадий Зюганов считает изменение подхода к налогообложению. Далее руководитель КПРФ высказал мнение о необходимости увеличения государственного финансирования науки, образования, здравоохранения и агропромышленного сектора экономики.

Коллектив НЦЦЭ МГУ следит за ходом круглого стола из Ломоносовского корпуса МГУ. НЦЦЭ МГУ

Заместитель министра экономического развития Российской Федерации Савва Шипов обратил внимание аудитории на риски, связанные с высокой скоростью цифровизации экономики. По мнению спикера, темпы изменения законодательства ниже скорости развития цифровых технологий. «С одной стороны, при цифровизации мы должны защитить людей от тех новых вызовов, которые проявляются и которые сложно спрогнозировать (вопросы охраны данных, кибербезопасности, доступа к персональным данным), с другой стороны, мы не можем сейчас остановиться в развитии, нам необходимо, чтобы экономика развивалась. Может ли она в современном мире развиваться без использования цифровых технологий? Нет, не может, – уверен Савва Шипов. – Нам необходимо найти правильный баланс, чтобы, с одной стороны, защитить людей, с другой стороны, дать возможность развития экономики».

Спикер рассказал о готовящихся законопроектах в цифровой сфере. Первым из освещенных Саввой Шиповым стал проект создания цифровой среды доверия, подразумевающий разработку технологий, связанных с идентификацией граждан при помощи цифрового профиля и электронной подписи. Далее заместитель министра экономического развития рассказал о подготовленных законопроектах в сфере регулирования процедур, связанных с персональными и общедоступными данными, а также охраняемыми тайнами. Савва Шипов также обратил внимание на проблемы электронного гражданского документооборота, внедрения реестровой модели в сфере государственных услуг, цифровизация механизмов судопроизводства и нотариата, а также концепция «регулятивной песочницы» – среды, позволяющей применять нововведения в правовой среде в тестовом режиме, не меняя законодательство на всей территории страны без полного представления о возможных последствиях работы инфраструктуры.

Председатель комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков рассказал об итогах совещания по реализации программы «Цифровой Крым», которое состоялось 13 марта 2019 года в Симферополе. По словам спикера, работа в области цифровизации прежде всего касается развития инфраструктуры, а также законодательного и нормативного обеспечения цифровой экономики. Анатолий Аксаков также анонсировал проводимые Министерством цифрового развития конкурсы на запуск широкополосного Интернета в регионах. Далее Анатолий Аксаков уделил внимание готовящимся законопроектам о финансовых активах и регулировании электронных (в том числе инвестиционных) платформ, направленных на отсечение от рынка недобросовестных участников. Данные проекты будут способствовать получению гражданами качественных цифровых услуг в любое время.

Докладчик добавил, что в первом чтении был принят законопроект о национальной платежной системе, который будет регулировать финансовую деятельность различных электронных агрегаторов, мобильных приложений и т. д.  При участии банков и мобильных операторов будет также создана электронная платформа, позволяющая идентифицировать личность владельцев сим-карт, при помощи которых осуществляются платежи, что позволит сократить количество «черных» сим-карт на рынке.

Следующий законопроект, находящийся на рассмотрении Госдумы, будет касаться юридической значимости электронных документов. Он позволит минимизировать количество бумажного документооборота при отчетности в регионах.

Заместитель директора по научно-образовательной деятельности Национального центра цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова, член Экспертно-консультативного совета при Комитете Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Лариса Лапидус представила доклад «Правовое и нормативное регулирование цифровизации в российских регионах». По словам спикера, принятие программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2017 году позволило своевременно систематизировать опыт, накопленный в процессе развития информационного общества. «Особую результативность цифровизация демонстрирует в части государственных инициатив», – рассказала Лариса Лапидус. Она привела в пример внедрение системы электронных паспортов в Индии и появление сервисов по оказанию электронных платежей в Японии.

Спикер продолжила: «Масштабно-территориальные особенности России предопределяют специфику цифровизации на основе локальных цифровых сервисов, привязанных к регионам. Но одна из важнейших целей цифровизации регионов создание регионального фундамента для построения цифровой экономики в масштабах Российской Федерации». По словам Ларисы Лапидус, повышение качества жизни людей, создание условий для развития бизнеса, увеличение эффективности государственного управления являются ключевыми целями создания «цифрового региона».

Лариса Лапидус выступает с докладом на круглом столе. НЦЦЭ МГУ

Лариса Лапидус озвучила следующие рекомендации в области цифровизации: предусмотреть разработку уполномоченным федеральным органом исполнительной власти ключевых показателей эффективности инвестиций в цифровую экономику, ввести новые KPI c учетом качественных сдвигов и уникальных возможностей цифровых технологий – для снижения расходов на тиражирование и масштабирование цифровых решений, совместного пользования данными с переходом на превентивную контрольно-надзорную деятельность.

«Важнейшим направлением также является разработка механизмов реализации направлений и зон кооперации-конкуренции (межотраслевого и кросс-секторального взаимодействия) для снижения нагрузки на регионы при тиражировании и масштабировании цифровых решений, что в итоге будет способствовать достижению общих целей цифровизации экономики Российской Федерации. Кроме того, важное значение для управления развитием процесса цифровизации имеет объективный и статистический мониторинг процессов и результатов цифровой трансформации в регионах. В связи с этим следует подготовить подзаконный акт о порядке статистического мониторинга цифровой трансформации в Российской Федерации», – сообщила представитель НЦЦЭ МГУ.

Лариса Лапидус также озвучила следующую рекомендацию: «Рекомендовать Росстату ввести новые показатели, необходимые для оценки состояния цифровизации регионов Российской Федерации с использованием нестандартных источников данных (с помощью технологий искусственного интеллекта), а также провести целевые исследования по оценке состояния рынков цифровых товаров, электронных услуг и цифровых технологий, ликвидности больших данных – по доле прикладного использования технологий Индустрии 4.0, по оценке краудсорсинговой трудовой занятости по видам деятельности, по вкладу в экономику Российской Федерации».

«Принятие закона о цифровой экономике позволит определить основные понятия, цели, принципы и задачи, а также решить вопрос о разграничении полномочий между различными уровнями власти», – считает Лариса Лапидус.

Она внесла предложение о разработке и утверждении концепции цифровой трансформации российских регионов, учитывающей необходимость устранения цифрового неравенства в субъектах Федерации, поддержку участников мероприятий по разработке и внедрению, а также экспорту цифровых технологий на базе отечественного оборудования и комплектующих.

«В числе важнейших задач – разработка “Белой книги” и дорожной карты цифровизации регионов Российской Федерации с новыми ключевыми показателями эффективности, на которые могут опираться регионы при разработке стратегий цифровой трансформации», – завершила свое выступление Лариса Лапидус.

Слева направо: Татьяна Ершова, Юрий Хохлов, Светлана Зива. НЦЦЭ МГУ

Далее слово было дано председателю Государственного Собрания Республики Мордовия Владимиру Чибиркину. «Так получилось, что вместе со всем миром Россия оказалась в новой цифровой реальности. И эта цифровая реальность требует от всех органов власти максимума усилий по самым разным направлениям – от образования до государственной безопасности», – начал свое выступление докладчик.

Он сформулировал две ключевые задачи, стоящие сегодня перед законодателями – правовое регулирование уже сложившихся отношений и, как выразился докладчик, законодательная работа «на перспективу». Владимир Чибиркин выразил обеспокоенность отсутствием на сегодняшний момент исчерпывающего определения понятия цифровой грамотности.

«Законодательная база цифровой экономики стремительно меняется. Меняются законы, регулирующие новые аспекты информатизации общества и экономики», – заявил Владимир Чибиркин. Спикер также обозначил важность софинансирования мероприятий региональных программ по цифровизации из федерального бюджета.

Кроме того, Владимир Чибиркин уделил внимание важности динамизации образовательных программ в сфере получения цифровых компетенций: по словам спикера, в настоящее время на корректировку образовательных программ требуется примерно 1,5-2 года, что слишком много для цифровой сферы. Еще одним предложением спикера является создание «регулятивных песочниц», позволяющих в ограниченных масштабах проводить эксперименты по внедрению новых отечественных технологий без риска нарушения действующего законодательства. Владимир Чибиркин также представил идею формирования сводного реестра предложений регионов по нормативно-правовому регулированию внедрения отечественных цифровых технологий.

Затем выступил заместитель председателя Законодательного Собрания Краснодарского края Сергей Алтухов. Спикер рассказал о подготовке возглавляемым им Комитетом по вопросам промышленности, инвестиций, предпринимательства, связи, потребительского и финансового рынков, внешнеэкономической деятельности предложения по модернизации законодательной базы в соответствующей сфере. Сергей Алтухов предложил внести ряд изменений в Закон о связи. Затронутая спикером проблема – плохое качество связи в некоторых населенных пунктах, жители которых зачастую сталкиваются с затруднениями при вызове экстренных служб. Заместитель председателя Законодательного Собрания Краснодарского края призвал к решению данной проблемы путем предоставления определенных субсидий сотовым операторам, в частности, например, компенсации затрат на строительство сотовой инфраструктуры в населенных пунктах, где актуальна проблема низкого качества связи. Сергей Алтухов также предложил введение единых стандартов законодательного регулирования деятельности операторов связи в регионах.

Лариса Лапидус на круглом столе в Государственной Думе. НЦЦЭ МГУ

Андрей Шаров, вице-президент ПАО «Сбербанк России», представил в своей презентации лучшие банковские практики, которые, по мнению спикера, могли бы быть востребованы в регионах Российской Федерации уже сегодня, до внесения каких бы то ни было изменений в законодательство:

  1. Роботизированное решение Smart mail, призванное упростить взаимодействие с гражданами путем автоматической сортировки корреспонденции;
  2. Автоматизированная доставка актуальных данных о ценах на товары народного потребления в региональные банковские отделения;
  3. Идентификация на порталах государственных услуг через привычный банковский канал;
  4. Синхронизация порталов для предоставления государственных услуг гражданам с банковскими сервисами (таким образом, станет возможна замена банковской карты параллельно с выдачей нового паспорта);
  5. Предоставление услуг связи совместно с услугами мобильного банка;
  6. Создание инфраструктуры для облачного хранения на базе мощностей ПАО «Сбербанк России»;
  7. Партнерство в области реализации региональных супер-сервисов;
  8. Повышение осведомленности граждан в области цифровой трансформации;
  9. Обеспечение информационной безопасности посредством BI.ZONE;
  10. Мониторинг эффективности работы сотрудников предприятия при помощи ИСУ;
  11. Дистанционная регистрация бизнеса с возможностью получения электронной подписи и одновременного открытия счета.

«Давайте вместе работать над тем, чтобы цифровая трансформация начиналась уже сейчас. А мы готовы предлагать свои решения», – так подытожил свое выступление Андрей Шаров.

Далее последовал доклад, подготовленный заместителем председателя Собрания депутатов Ненецкого автономного округа Максимом Арбузовым и заместителем руководителя Аппарата Администрации региона, председателем комитета цифрового развития и связи Павлом Окладниковым. Спикеры выступили на мероприятии удаленно – при помощи видеосвязи. Согласно их рассказу, во вверенном им регионе расположен один крупный город – Нарьян-Мар, в котором проживает более половины жителей НАО. Транспортная инфраструктура также имеет потенциал для развития.

Осознавая, что на сегодняшний момент регион вследствие небольшого населения является малоинтересным в инвестиционном плане, докладчики предложили рассмотреть НАО в качестве испытательной площадки для проведения мероприятий по цифровизации и модернизации в целом. Павел Окладников также обратил внимание аудитории на проблемы труднодоступности арктических регионов и частых перебоях со связью. По мнению представителя НАО, целесообразным является получение регионом субсидий от государства, без которых невозможно создание благоприятной среды для цифровизации экономики.

Коллектив НЦЦЭ МГУ следит за ходом круглого стола из Ломоносовского корпуса МГУ. НЦЦЭ МГУ

Александр Шевырев, первый заместитель Председателя Рязанской областной Думы, уверен: «Рязань уже давно включилась в работу по цифровизации». При этом спикер обратил внимание на необходимость уточнения понятийного аппарата законов, связанных с цифровыми технологиями.

Эксперт Центра компетенций по нормативному регулированию цифровой экономики Фонда «Сколково» Наталья Мамитова считает развитие информационного общества одной из важнейших задач, стоящих перед современной экономикой. В целях реализации этого приоритетного направления необходимо создание условий для развития наукоемкого бизнеса и формирования эффективной законодательной базы в этой сфере. По мнению эксперта, стратегия развития информационного общества в Российской Федерации призвана обеспечить национальные интересы государства и должна быть направлена на повышение эффективности государственного управления, создание информационного общества и цифрового государства. Наталья Мамитова также заявила о необходимости поддержки и поощрения региональных инициатив в сфере цифровизации.

Министр цифрового развития Красноярского края Николай Распопин посвятил свой доклад правовому регулированию в условиях цифровизации. Докладчик призвал к унификации требований к проведению электронной идентификации. Эксперт привлек внимание аудитории к проблеме организации сбора и хранения данных, а также отметил перспективы повсеместного внедрения электронной отчетности, включающие в том числе упрощение налогообложения.

Председатель Комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и строительной политике Парламента республики Северная Осетия-Алания Эльбрус Бокоев охарактеризовал развитие цифровой экономики в целях улучшения жизни граждан и обеспечения экономического роста как приоритетное направление социально-экономической политики страны. Докладчик отчитался об успехах в сфере цифровизации и развития информационного общества в своем регионе. По словам спикера, в апреле текущего года планируется рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство республики Северная Осетия-Алания, способствующих упрощению цифровизации региона за счет развитой инфраструктуры, высокого качества образования и доступности юридических ресурсов в данном субъекте Российской Федерации.

Круглый стол в интерактивном режиме – Государственная Дума. НЦЦЭ МГУ

Председатель подкомитета по цифровой экономике, член Генерального совета общественной организации «Деловая Россия» Алексей Мостовщиков поделился результатами исследования механизмов правового регулирования в 11 регионах страны. По мнению докладчика, следует обратить внимание на показатели нашей страны в сфере экспорта цифровых технологий, по которым Россия находится в рядах отстающих среди европейских стран. При этом зарубежный опыт может быть успешно использован отечественными специалистами, считает эксперт. Для этого он предложил сделать упор на экспорт цифровых услуг, а также принять меры по поддержке цифровых экспортеров. Спикер предложил внедрить для губернаторов KPI по цифровизации и активно развивать образовательную деятельность в этом направлении. Алексей Мостовщиков положительно высказался об использовании «регулятивных песочниц» в рамках процесса формирования законодательства.

Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Оксана Бондарь заметила, что развитие цифровой экономики носит сквозной характер и охватывает все сферы жизни граждан. Спикер высказалась за сосредоточение усилий органов власти на преодолении так называемого «цифрового разрыва» средствами спутниковой связи.

Заместитель Директора института управления и социально-экономического проектирования ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Игорь Судец посвятил свой доклад перспективам налаживания диалога между бизнесом и государственной властью. Для этого диалога, сообщил эксперт, необходимо, чтобы представители государственного управления хорошо разбирались в существующих в рамках цифровой экономики инструментах и технологиях.

Сергей Каргинов, Первый заместитель Председателя Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, считает межведомственное взаимодействие необходимым условием развития цифровой экономики. Локомотивами цифровизации спикер назвал структуры, отвечающие за связь и коммуникации, а также силовые ведомства.

Председатель Комитета Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай по финансовой, налоговой и экономической политике Сергей Ефимов согласился с мнением Сергея Каргинова относительно актуальности вопроса о межведомственном взаимодействии. Спикер выразил обеспокоенность перспективами финансирования цифровизации в республике. Заместитель директора Департамента координации и реализации проектов по цифровой экономике Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Юрий Зарубин заверил, что в данный момент проводится масштабная работа по выверке социально значимых объектов в регионах.

Декан экономического факультета Пермского университета Татьяна Миролюбова обратилась к проблеме высокой стоимости организации широкополосного доступа к Интернету в регионах.Татьяна Миролюбова поинтересовалась у Юрия Зарубина, каким образом можно преодолеть данный барьер в целях цифровизации отдаленных населенных пунктов (в частности, возможно ли бесплатно использовать возможности Россетей). Эксперт ответил, что ответственность за прокладку кабеля и предоставление доступа к Сети ляжет на плечи компании, выигравшей тендер на подключение региона к высокоскоростному Интернету.

По завершении мероприятия модератор дискуссии Николай Харитонов призвал участников круглого стола направить свои предложения Комитету Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Депутат выразил надежду на плодотворную работу в области законотворчества.

Авторизация
*
*
Генерация пароля