Николай Ильин (ФСО РФ): Ситуационные центры в современном мире обеспечивают поддержку принятия управленческих решений

Николай Ильин (ФСО РФ): Ситуационные центры в современном мире обеспечивают поддержку принятия управленческих решений

Николай Ильин, заместитель начальника Управления информационных систем Службы специальной связи и информации Федеральной службы охраны РФ, дал интервью Национальному центру цифровой экономики МГУ имени М.В. Ломоносова. В разговоре с Анной Пагиной, корреспондентом НЦЦЭ МГУ, Николай Иванович рассказал о перспективах развития информационных технологий в России на примере Системы распределенных ситуационных центров.

– Какие цифровые технологии Вы применяете, а также планируете применять в своей работе?

– В современном мире, и в России в частности, широко используются информационные технологии: электронный документооборот, информационно-аналитические и управляющие системы, ситуационные центры, электронные торговые площадки, реестры и базы данных, электронные услуги населению, «умный город», сквозные информационные платформы.

Большое развитие в последние годы получили ситуационные центры федеральных и региональных органов власти, предприятий и корпораций.

Ситуационный центр (СЦ) – это комплекс программно-аппаратных средств, информационных ресурсов и информационно-аналитических систем, обеспечивающих поддержку принятия управленческих решений.

Сегодня в нашей стране более ста таких информационных объектов. СЦ работают в трех режимах. Первый – оперативный – предполагает ежедневное обеспечение информацией для принятия решений. Второй – плановый – рассмотрение выполнения стратегических проектов, принятия управленческих решений и доведение их до исполнителей. Третий режим – работа в кризисных ситуациях.

Дальнейшее развитие СЦ – это когнитивные центры и центры развития, которые позволяют привлечь экспертов, бизнес-сообщество, руководителей для выработки наиболее эффективных, рациональных решений.

– Как использование цифровых технологий уже повлияло на процессы, происходящие в министерствах и ведомствах РФ?

– Сегодня введены и эксплуатируются ситуационные центры Президента РФ, Правительства РФ, Госдумы РФ, Совета Безопасности РФ, федеральных и региональных органов власти, что существенно повлияло на процессы принятия решений с использованием интеллектуальных технологий, с обеспечением моделирования социально-экономической ситуации и позволило интегрировать информационные ресурсы также субъектов РФ, создавая единое информационное пространство, развивая его как по вертикали, так и по горизонтали, что позволило положительно влиять на инфляционные процессы и рост ВВП.

Выступая на пленарной сессии форума «Цифровизация-2018», Николай Ильин обратил внимание аудитории на проблему извлечения знаний из полученных данных: сложность состоит в отсутствии инструментов многофакторного анализа.

– Как, по Вашему мнению, цифровая трансформация повлияет на экономику и жизнь людей в России?

– Создаваемая в настоящем в Российской Федерации Система распределенных ситуационных центров (СРСЦ) обеспечит цифровую трансформацию государственного управления, проинтегрирует федеральные и региональные информационные системы, обеспечит их информационное взаимодействие. А это, безусловно, повлияет на рост экономики и повышение качества жизни людей.

– Что, с Вашей точки зрения, приблизит Россию к лидерству в области цифровых технологий?

– Нами сформулированы направления развития интеллектуальных технологий в СРСЦ.

Информационная поддержка должна касаться всех функций управления: прогнозирования, планирования с учетом рисков, контроля, регулирования, отчетности.

Необходимо:

– создать информационно-моделирующую платформу СРСЦ;

– разработать и внедрить системы экономико-математических моделей ситуационно-математического анализа (здесь я хотел бы отметить роль наших академических институтов: Центрального экономико-математического института РАН и Института прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН, ученых МГУ имени М.В. Ломоносова, принимающих участие в создании инструментально-моделирующей платформы, работающих над созданием систем управления крупномасштабными программами и проектами, над созданием реальных методов, моделей, алгоритмов решения задач);

– увеличить номенклатуру собираемой и хранимой разнокатегорийной информации из различных источников (предприятия, цены, бухгалтерия, отчетность, информация о недобросовестных поставщиках информации и др.);

– обеспечить обмен разнокатегорийной информацией между органами исполнительной власти в процессе решения функциональных задач не только в режиме «онлайн», включая предоставление услуг аудиовизуального взаимодействия в автоматизированном режиме (видео-конференц-связь);

– выполнить фильтрацию поступающей информации, включая синтаксический и семантический анализ, проверку достоверности, полноты и своевремености поступления посредством специализированного шлюза перед загрузкой в базу данных;

– предметно реализовать механизм защиты информации и средств криптографической защиты непосредственно в информационных системах при выполнении функциональных задач в рамках СРСЦ.

Реализация следующих направлений позволит России занять лидирующее положение в мире в области цифровых информационных технологий.

Авторизация
*
*
Генерация пароля